Досье личности

Ценность: 1,923 (13)

Симпатия: 1,846 (13)

дата обновления - 2018-01-30

просмотров - 3

КТЕСИЙ Книдский

Имя латиницей: Ctesias of Cnidus

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.441 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.360 до н.э. Возраст (81)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, ИРАН, ПЕРСИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, историк, литература, медицина, наука, писатель.

Anno: -0401

КТЕСИЙ Книдский

древнегреческий историк второй половины V – начала IV вв. до н. э. Был уроженцем Книда – спартанской колонии в Малой Азии. Впоследствии в качестве пленника оказался в Персии, о чем сообщает Диодор Сицилийский. Здесь он прожил 17 лет, часть из которых провел при дворе царя из династии Ахеменидов Артаксеркса II, являясь его личным врачом. Пользовался особым доверием со стороны матери Артаксеркса – Парисатиды. Он сопровождал Артаксеркса в 401 г. до н. э. в походе против Кира Младшего. В 399-397 гг. до н. э. выступал в качестве посредника в переговорах между Артаксерксом и афинским военачальником Кононом, командовавшим в тот период флотом кипрского царя Эвагора I. В 397 г. до н. э. вернулся в родной Книд, где и написал свои исторические сочинения. Ему принадлежит целый ряд сочинений, главным и наиболее известным из которых является т. н. «Персика», то есть «Книга о Персии», или «Персидская история». Произведение Ктесия, посвященное Персии, дошло до нас лишь во фрагментах, сохранившимся в записи Фотия, а также у Диодора Сицилийского. Часть сохранившихся отрывков сочинения Ктесия переведена на русский язык И. В. Пьянковым. Первоначально оно состояло из 23 книг и описывало историю Азии от эпохи правления Нина и Семирамиды до 397 г. до н. э. (то есть до отъезда Ктесия из Персии в Спарту). I-III книги были посвящены истории Ассирии, IV-VI – истории Мидии, остальные (с VII по XXIII) – Персии. В сохранившихся фрагментах в основном содержатся отрывки из книг VII-XXIII, охватывающих историю Персидского царства (то есть материал, относящийся к Ассирии и Мидии, до нас практически не дошел). Проблематичным является вопрос об источниках, использованных Ктесием при описании истории Азии. Сам он отмечает, что опирался на летописи из царского архива, а также на собственные впечатления и слова очевидцев, то есть вполне надежные источники. Однако уже в древности появились сомнения в достоверности содержащегося в сочинении Ктесия материала. Так, еще Плутарх отмечал, что его труд содержал множество ошибок и преднамеренных искажений фактов. В настоящее время является доказанным, что на самом деле сообщаемая Ктесием информация, вопреки его собственному утверждению, очень часто носит недостоверный, а то и просто вымышленный характер; ссылки же Ктесия на якобы использованные им царские летописи не заслуживают доверия. Видимо, основная масса сведений о Персии была почерпнута им из сообщений его информаторов – членов царского окружения и, что особенно важно, самой Парисатиды, а также из собственных наблюдений. Помимо устных сведений, он, несомненно, использовал и письменные источники – сочинения своих предшественников, в первую очередь Геродота и Гелланика. Ктесий полемизирует с ними и обвиняет их во лжи, что, однако, не мешает ему заимствовать их материал. Кроме того, им в качестве источников были использованы сочинения Скилака Кариандского и Гекатея Милетского. Почерпнутые в письменных источниках сведения он комбинирует с информацией, полученной им от своих информаторов. Кроме того, ему принадлежали следующие сочинения, от которых (за исключением «Индики») не сохранилось ничего, кроме упоминаний об их существовании у более поздних авторов: «Индика» – сочинение, посвященное Индии, и представляющее собой запись сообщений персидских информаторов Ктесия об этой стране; «О горах»; «Перипл Азии»; «О дани, собираемой в Азии»; «О реках».

Медиа (0)
Связи (17)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх