английский писатель-романист. В юности был связан с миром театра, в годы Второй мировой войны служил на действующем флоте, много лет работал школьным учителем. До войны публиковал стихи, однако свое призвание обрел, обратившись к роману: первая же книга Голдинга «Повелитель мух» (1954) принесла ему славу, по сей день оставаясь его самым признанным произведением. В 1963 г. Питером Бруком был поставлен фильм по этому роману. Роман представляет собой травестийное переложение популярной детской приключенческой книги Р. М. Баллантайна «Коралловый остров» (1858), в которой трое мальчиков, очутившись после кораблекрушения на необитаемом острове, превращают его в уголок цивилизации, отважно охотятся на акулу, обучают туземцев навыкам и ремеслам и возвращаются домой возмужавшими — с репутацией истинных героев. У Голдинга группа школьников, певчих церковного хора, попадает на пустынный тропический остров после аварии и, позабыв о недавних бомбежках и эвакуации, герои отдаются стихии приключения, игры, обретенной свободы от взрослого мира. Однако игра становится испытанием человеческой природы, выявляющим ее истинные начала. Итог этого приключения трагичен, оно открывает героям страшные тайны, заставляющие с недоверием воспринимать бытующие представления о человеческом естестве, социуме и истории. Спор о природе и сущности человека составляет основную философскую коллизию романа, развернутую в противопоставлении героев, исповедующих иллюзии рационалистического и либерального характера, и других персонажей-подростков, которые осознали наивность представлений о врожденной разумности и доброте hоmо sарiеns: на поверку человек в экстремальной ситуации капитулирует перед бесконтрольной иррациональностью, жестокостью и злом. Подобная проблематика и способ ее осмысления предопределены, по признаниям самого Голдинга, шоком, пережитым им в годы войны и после Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками, материалы которого, на его взгляд, сделали, по меньшей мере, безответственными любого рода славословия человеческому величию. Вместе с тем упреки в предвзятости и сугубо пессимистическом восприятии феномена человека, многократно адресовавшиеся Голдингу, основаны на некорректном прочтении романа, сюжет которого строится как испытание личности, потенциально обладающей самыми различными возможностями и совершающей этический выбор без предопределенного результата. После всех кошмаров, пережитых героями на острове, ставшем ареной борьбы за власть, сопровождающейся насилием, убийством и неприкрытой тиранией новоявленных вождей, остаются и свидетельства неостановимого нравственного падения, и примеры настоящего мужества тех, кто сумел сохранить естественные этические нормы. Благополучный финал, являющийся прямой отсылкой к книге Баллантайна, носит, однако, нескрываемо пародийный характер. Подростки спасены очутившимся поблизости военным судном, а испытанное потрясение ими уже забыто, но не могут бесследно пройти уроки, давшие понимание угрозы, таящейся в самом человеке. Жанр философской аллегории оказался органичным для Голдинга, обращающегося к нему и в других своих произведениях: романе «Наследники» (1955), описывающем гибель общины неандертальцев в столкновении с людьми, которые представляют более высокую ступень исторического развития, и ставящем проблему цены прогресса; повести «Чрезвычайный посол» (1957), где действие развернуто в эпоху античности, но конфликт создан столкновением утопизма и скепсиса как взаимоисключающих типов сознания. Роман «Шпиль» (1964), где предпринята реконструкция мышления людей средневековья, переживающих безысходный конфликт духовных и земных влечений, повествует о разладе между великой целью, преследуемой героем, настоятелем кафедрального собора, который замыслил возвести над храмом гигантский шпиль, словно вступая в соперничество с Богом, и средствами, профанирующими это героическое начинание: оно оплачено страданиями людей, не понимающих самого замысла. Роман «Пирамида» (1967), представляющий собой отчасти автобиографическое повествование об английской провинции и отмеченный необычным для Голдинга лиризмом, предшествовал длительному периоду молчания, нарушенного лишь в 1979 г. «Зримой тьмой», где действие вновь связано с событиями войны, хотя основная коллизия носит отвлеченно философский характер, затрагивая проблему истинности или иллюзорности познания. К жанру притчи примыкает и дилогия «Ритуалы на море» (1984) и «Ближние кварталы» (1987). Посмертно издан неоконченный философский роман «Двойной смысл» (1995). В 1983 г. был удостоен Нобелевской премии, а в 1988 г. посвящен в рыцари.
Досье личности
ГОЛДИНГ Уильям Джеральд
Имя латиницей: Golding William Gerald
Пол: мужской
Дата рождения: 19.09.1911
Место рождения: Сент-Колум Майнор, графство Корнуолл, Англия
Дата смерти: 19.06.1993 Возраст (81)
Место смерти: Перранауортал, графство Корнуолл, Англия
Знак зодиака: Дева
По восточному: Свинья
Ключевые слова: букер, литература, нобель, писатель, рыцарь.
Anno: 1983
Уильям Джеральд ГОЛДИНГ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- КРИСТИ Агата
- ДРЕЙК Фрэнсис
- СИМПСОН Джеймс Янг
- РЭЛИ Уолтер
- СПИЛБЕРГ Стивен
- СМИТ Мэгги
- АТЬЯ Майкл Фрэнсис
- ЭВАНС Артур Джон
- БОЛОНЬ Жозеф
- МОТТ Невилл Фрэнсис
- ПРАТЧЕТТ Терри
- ДОНАЛЬДСОН Саймон
- МОРГАН Генри
- БАРБИРОЛЛИ Джон
- АТТЕНБОРО Ричард
- АРТУР ПЕНДРАГОН
- ГОЛДИНГ Уильям Джеральд
- ЛИ Кристофер
- РУШДИ Ахмед Салман
- РИВЗ Пол
- ЛАВЕРИ Джон
- ЧАРЛЬТОН Бобби Роберт
- НЕРС Пол
- ЛИПТОН Томас
- РОБИНСОН Роберт
- МАРШАЛЛ Джон Хьюберт
- ХОЛЛАНД Сидней
- ВИЛЬГЕЛЬМИНА I
- УОЛЛЕС Уильям
- УИЛЬЯМС-ЭЛЛИС Кло
- УАЙЛС Эндрю Джон
- ИНГЛЬФИЛЬД Эдуард Август
- УИТЕЙКЕР Фредерик
- АТКИНСОН Гарри
- ХОЛЛ-ДЖОНС Уильям
- САТЬЯНАНД Ананд
- АЛЬКСИНГЕР Иоганн Батист фон
- РОБИНСОН Геркулес
- БАДЕР Дуглас Роберт
- СЛОАН Ханс
- УИНТОН Николас
- ЛОГ Лайонел
- МУГАБЕ Роберт Габриэле
- ФИЦРОЙ Генри, 1-й герцог Ричмонд и Сомерсет
- ЛЕМУАН Пьер
- БРЭДМЕН Дональд Джордж
- ЛЕУПЕНА Тупуа
- ТЕЙТ Генри
- ТОМПСОН Джон Эрик
- БЭННИСТЕР Роджер Гилберт
- СИНКЛЕР Клайв Марлз
- БАК Фредерик
- БИТОН Сесиль
- НГАТА Апирана
- УОРД Джозеф
- МИЛЛЕР Джонатан
- ПАНКХЕРСТ Кристабель
- СТОДДАРТ Джеймс Фрейзер
- ДЖОНС Вон
- БОРДЕН Роберт Лэрд
- МОНТЕФИОРЕ Мозес
- СМИТ Уильям (1813)
- УИЛЬЯМС Джон Кристофер
- СОМЕРСЕТ Фицрой Джеймс