английский писатель-романист. В юности был связан с миром театра, в годы Второй мировой войны служил на действующем флоте, много лет работал школьным учителем. До войны публиковал стихи, однако свое призвание обрел, обратившись к роману: первая же книга Голдинга «Повелитель мух» (1954) принесла ему славу, по сей день оставаясь его самым признанным произведением. В 1963 г. Питером Бруком был поставлен фильм по этому роману. Роман представляет собой травестийное переложение популярной детской приключенческой книги Р. М. Баллантайна «Коралловый остров» (1858), в которой трое мальчиков, очутившись после кораблекрушения на необитаемом острове, превращают его в уголок цивилизации, отважно охотятся на акулу, обучают туземцев навыкам и ремеслам и возвращаются домой возмужавшими — с репутацией истинных героев. У Голдинга группа школьников, певчих церковного хора, попадает на пустынный тропический остров после аварии и, позабыв о недавних бомбежках и эвакуации, герои отдаются стихии приключения, игры, обретенной свободы от взрослого мира. Однако игра становится испытанием человеческой природы, выявляющим ее истинные начала. Итог этого приключения трагичен, оно открывает героям страшные тайны, заставляющие с недоверием воспринимать бытующие представления о человеческом естестве, социуме и истории. Спор о природе и сущности человека составляет основную философскую коллизию романа, развернутую в противопоставлении героев, исповедующих иллюзии рационалистического и либерального характера, и других персонажей-подростков, которые осознали наивность представлений о врожденной разумности и доброте hоmо sарiеns: на поверку человек в экстремальной ситуации капитулирует перед бесконтрольной иррациональностью, жестокостью и злом. Подобная проблематика и способ ее осмысления предопределены, по признаниям самого Голдинга, шоком, пережитым им в годы войны и после Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками, материалы которого, на его взгляд, сделали, по меньшей мере, безответственными любого рода славословия человеческому величию. Вместе с тем упреки в предвзятости и сугубо пессимистическом восприятии феномена человека, многократно адресовавшиеся Голдингу, основаны на некорректном прочтении романа, сюжет которого строится как испытание личности, потенциально обладающей самыми различными возможностями и совершающей этический выбор без предопределенного результата. После всех кошмаров, пережитых героями на острове, ставшем ареной борьбы за власть, сопровождающейся насилием, убийством и неприкрытой тиранией новоявленных вождей, остаются и свидетельства неостановимого нравственного падения, и примеры настоящего мужества тех, кто сумел сохранить естественные этические нормы. Благополучный финал, являющийся прямой отсылкой к книге Баллантайна, носит, однако, нескрываемо пародийный характер. Подростки спасены очутившимся поблизости военным судном, а испытанное потрясение ими уже забыто, но не могут бесследно пройти уроки, давшие понимание угрозы, таящейся в самом человеке. Жанр философской аллегории оказался органичным для Голдинга, обращающегося к нему и в других своих произведениях: романе «Наследники» (1955), описывающем гибель общины неандертальцев в столкновении с людьми, которые представляют более высокую ступень исторического развития, и ставящем проблему цены прогресса; повести «Чрезвычайный посол» (1957), где действие развернуто в эпоху античности, но конфликт создан столкновением утопизма и скепсиса как взаимоисключающих типов сознания. Роман «Шпиль» (1964), где предпринята реконструкция мышления людей средневековья, переживающих безысходный конфликт духовных и земных влечений, повествует о разладе между великой целью, преследуемой героем, настоятелем кафедрального собора, который замыслил возвести над храмом гигантский шпиль, словно вступая в соперничество с Богом, и средствами, профанирующими это героическое начинание: оно оплачено страданиями людей, не понимающих самого замысла. Роман «Пирамида» (1967), представляющий собой отчасти автобиографическое повествование об английской провинции и отмеченный необычным для Голдинга лиризмом, предшествовал длительному периоду молчания, нарушенного лишь в 1979 г. «Зримой тьмой», где действие вновь связано с событиями войны, хотя основная коллизия носит отвлеченно философский характер, затрагивая проблему истинности или иллюзорности познания. К жанру притчи примыкает и дилогия «Ритуалы на море» (1984) и «Ближние кварталы» (1987). Посмертно издан неоконченный философский роман «Двойной смысл» (1995). В 1983 г. был удостоен Нобелевской премии, а в 1988 г. посвящен в рыцари.
Досье личности
ГОЛДИНГ Уильям Джеральд
Имя латиницей: Golding William Gerald
Пол: мужской
Дата рождения: 19.09.1911
Место рождения: Сент-Колум Майнор, графство Корнуолл, Англия
Дата смерти: 19.06.1993 Возраст (81)
Место смерти: Перранауортал, графство Корнуолл, Англия
Знак зодиака: Дева
По восточному: Свинья
Ключевые слова: букер, литература, нобель, писатель, рыцарь.
Anno: 1983
Уильям Джеральд ГОЛДИНГ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- ДЕ-РОБУРТ Хаммер
- ТЕЛИТО Филоимеа
- ФЕРГЮССОН Чарльз
- ФОССЕТ Миллисент
- МАККЕЛЛЕН Иэн
- БОУЭН Джордж
- ДЕ ЛАННУА Жильбер
- ХОМ Эверард
- ЛАЛЕН Жак де
- ЭПШТЕЙН Майкл Энтони
- БАЯРД Пьер Террай де
- ЛАНКАСТЕР Джеймс
- ЛОУ Хадсон
- УЭСТ Реббека
- ФЕРГЮСОН Алекс
- ЛУНН Арнольд
- МЕЙДЖОР Джон
- БОФФА Пол
- СПЕНДЕР Стивен
- БОУЛТ Адриан Седрик
- ХОККИНС Джон
- ФОКС Уильям (1812)
- ДОУСОН Бертран
- ХИЛЛ Джеффри
- ШЕНБЕРГ Исаак Юльевич
- ШЭЙФЕР Эдвард
- НОКС-ДЖОНСТОН Робин
- МЭТЬЮЗ Стэнли
- РАЙЛ Мартин
- БАРТОН Эдмунд
- РОУЛИНГ Билл
- ПИРС Питер
- МАРТИН Джордж (1926)
- АТКИНСОН Энтони
- СКУН Пол
- БАУМКИРХЕР Андреас
- УОЛЛЕС Барнс
- ОВАНДО Николас де
- БАТЛЕР Майло
- БОДЛИ Томас
- БЛЕКСТЕР Кеннет Лайон
- ГРЕЙ Джордж
- УОЛПОЛ Роберт
- ФРОСТ Дэвид
- ХОЛЛ Питер
- ХАНТ Тимоти
- КЛАРК Эллис
- КАССОН Хадж Максвелл
- КЛАРК Грэхэм
- КЛЭНВОУ Томас
- КОЛЛИНС Бенджамин
- ЛИНДСЕЙ Давид
- ПИТМАН Исаак
- ОЛБУТ Томас
- РАМГУЛАМ Сивусагур
- МЕНСДОРФ-ПУЛИ Александр фон
- КОТЕЛАВАЛА Джон Лайонел
- ДУНКАН II
- ХОЛКЕРИ Харри
- БЕЛЛ Фрэнсис
- ХОЛИОК Кит
- НЭШ Уолтер
- МАЛДУН Роберт
- ПАЛМЕР Джеффри