французский живописец, один из главных представителей постимпрессионизма. Скульптор, график, керамист. Отец Гогена, журналист, после переворота 1851 г. вынужден был эмигрировать и вскоре умер. До семилетнего возраста Гоген жил в Перу и воспитывался в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. С 1855 г. во Франции, учится в Орлеане, в школе, из которой мечтает сбежать, чтобы стать моряком. С 17-ти лет плавает на судах (1865-1871), совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Затем поступает в банк (1871), делает успешную карьеру, женится, начинает коллекционировать живопись и сам пробует писать картины; знакомится с импрессионистами и вскоре принимает участие в их выставках (1880-1882). Живопись всецело захватила Гогена, в 1883 г. он бросает службу в банке, расстается с семьей (имея пятерых детей), чтобы целиком посвятить себя искусству. Первые его произведения носят подчас подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875, Музей Орсе, Париж). На выставке в 1886 г. он экспонирует 19 полотен. С конца 1880-х гг. Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, самобытный талант – все это выдвинуло Гогена в лидеры. В конце 1880-х гг. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы; его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург; «Свинопас. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк). Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. сlоisоn – перегородка). Духовные поиски сближают Гогена с символизмом. Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру («Желтый Христос», 1889, Художественная галерея, Буффало). Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 г. он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 г. возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников. Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом. В 1891 г. Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми; но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни. На Таити его талант обретает удивительную мощь, здесь были созданы самые прославленные его полотна, изображающие свободных прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной природой. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь?», 1892, Музей изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго», 1892, Музей искусств, Балтимор). Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1893 г. Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в 1895 г. вновь возвращается на остров. Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения, и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон); «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк); большая композиция «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?» (1897, Музей искусств, Балтимор). Порой вера в жизнь возвращается («Сбор плодов», 1899, Музей изобразительных искусств, Москва). В 1901 г. он переезжает в Атуону (Маркизские острова), продолжает работать, несмотря на болезнь («Золото их тел», 1901, Музей Орсе, Париж). Гоген занимался также скульптурой и керамикой, создавая причудливой формы вазы.
Досье личности
ГОГЕН Поль
Другое имя: Гоген Поль Эжен Анри
Имя латиницей: Gauguin Paul Eugene Henri
Пол: мужской
Дата рождения: 07.06.1848
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 08.05.1903 Возраст (54)
Место смерти: Атуона, Маркизские острова, Тихий океан
Знак зодиака: Близнецы
По восточному: Обезьяна
География: ОКЕАН ТИХИЙ, ПЕРУ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: графика, живопись, искусство, ЛИЧНОСТИ журнал, скульптор, художник.
Anno: 1865
Поль ГОГЕН
Поль ГОГЕН в фотографиях:
- АМЬЕ Куно (1868 - 1961)
- АНКЕТЕН Луи (1861 - 1932)
- БЕВАН Роберт Полхилл (1865 - 1925)
- БЕРНАР Эмиль (1868 - 1941)
- БОННАР Пьер (1867 - 1947)
- БРАКЕМОН Мари (1840 - 1916)
- ВАН ГОГ Винсент (1853 - 1890)
- ВЕЛДЕ Хенри Клеменс ван де (1863 - 1957)
- ВИЛЛУМСЕН Йенс Фердинанд (1863 - 1958)
- ВОЛЛАР Амбруаз (1866 - 1939)
- ВЮЙЯР Эдуар (1868 - 1940)
- ГАД Петер Урбан Бруун (1879 - 1947)
- ГИЛМАН Гарольд (1876 - 1919)
- ДЕЛОНЕ Соня (1885 - 1979)
- ДИЛИУС Фридерик (1862 - 1934)
- КАШЕН Франсуаза (1936 - 2011)
- КЛАВЕЛЬ Бернар Шарль Анри (1923 - 2010)
- КУБИН Отакар (1883 - 1969)
- ЛА ФРЕНЕ Роже де (1885 - 1925)
- ЛОТ Андре (1885 - 1962)
- МАЙОЛЬ Аристид (1861 - 1944)
- МАНУЭЛЬ Виктор (1897 - 1969)
- МАТИСС Анри (1869 - 1954)
- ПИССАРРО Камиль Жакоб (1830 - 1903)
- СЕЗАНН Поль (1839 - 1906) (Поль СЕЗАНН оказал влияние на творчество Поля ГОГЕНА)
- СЕРЮЗЬЕ Поль (1864 - 1927) (Поль СЕРЮЗЬЕ - ученик Поля Эжена Анри ГОГЕНА)
- СЛЕВИНСКИЙ Владислав (1856 - 1918)
- СЛЕЙТЕРС Ян (1881 - 1957)
- СОЛЬБЕРГ Харальд Оскар (1869 - 1935)
- У Гуаньчжун (1919 - 2010)
- ФИЛИЖЕ Шарль (1863 - 1928)
- ФИЛИПСЕН Теодор Эсберн (1840 - 1920)
- ХАЛОНЕН Пекка (1865 - 1933)
- ХЕББАР Каттинджери Кришна (1911 - 1996)
- ХЕККЕЛЬ Эрих (1883 - 1970)
- ЦИГЛЕР Адольф (1892 - 1959)
- ЩУКИН Сергей Иванович (1854 - 1936) (Сергей ЩУКИН коллекционировал картины Поля ГОГЕНА)
- ЭЛМИР де ХОРИ (1905 - 1976)
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №15 (2008)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
- РАФАЭЛЬ САНТИ
- АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович
- МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович
- ДАЛИ Сальвадор
- ПИКАССО Пабло
- МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти
- РУБЕНС Питер Пауль
- ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич
- БОТТИЧЕЛЛИ Сандро
- РЕМБРАНДТ
- НЕРСЕСЯН Стефан
- ГОЙЯ Франциско
- ПРИМАЧЕНКО Мария Авксентьевна
- КУИНДЖИ Архип Иванович
- КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович
- ШАГАЛ Марк Захарович
- ОВНАТАНЯН Овнатан
- ОВНАТАНЯН Акоп
- СЕЗАНН Поль
- КРАНАХ Лукас Старший
- ДЖЕНТИЛЕСКИ Артемизия
- ДЮРЕР Альбрехт
- ЛЕОНОВ Алексей Архипович
- БОСХ Иеронимус
- ДИСНЕЙ Уолт
- ВАН ДЕЙК Антонис
- УОРХОЛ Энди
- РЕНУАР Пьер Огюст
- БРЮЛЛОВ Карл Павлович
- ОВНАТАНЯН Мкртум
- ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
- ВАН ГОГ Винсент
- СИСЛЕЙ Альфред
- МОРЗЕ Сэмюэл
- ТИЦИАН
- КОКТО Жан
- ЭРИВАНИ Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы
- ВАТТО Антуан
- АНДРЕЙ РУБЛЕВ
- АРЦЕУЛОВ Константин Константинович
- ГОГЕН Поль
- ДЖОРДАНО Лука
- БЕРНИНИ Джованни Лоренцо
- КАРАВАДЖО
- ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович
- НАЛБАНДЯН Дмитрий Аркадьевич
- АДАБАШЬЯН Александр Артемович
- АДАМСОН Джой
- КОТЕНОЧКИН Вячеслав Михайлович
- МОРРИС Уильям
- МОДИЛЬЯНИ Амедео
- РЕПИН Илья Ефимович
- МУРАДЯН Саркис Мамбреевич
- КЛИМТ Густав
- БАШКИРЦЕВА Мария Константиновна
- ТАГИЕВ Таги Азиз-Ага оглы
- НАВВАБ Мир Мохсун
- МАНЕ Эдуард
- ГРАСС Гюнтер
- СЕРОВ Валентин Александрович
- ЛЕВИТАН Исаак Ильич
- СУРИКОВ Василий Иванович
- БАБАЯН Рафаэль Суренович