французский и швейцарский реформатор христианской церкви. Был учителем в коллеже. Принялся за изучение греческого и еврейского языков, чтобы познакомиться с Св. Писанием в оригинале, и вскоре совсем отпал от католицизма. На него донесли Сорбонне и парламенту, и в 1521 г. он бежал в Mo к епископу Брисонне, покровительствовавшему протестантам. Здесь он с таким пылом стал проповедовать против католиков, что епископ должен был удалить его. Он отправился в Базель (1524), где публично защищал 13 тезисов против католиков. В Базеле подружился с Эколампадием, но не сошелся с Эразмом. Эразм соединился с противниками Реформации и добился изгнания Фареля, который отправился сначала в Цюрих и Берн, где познакомился с Цвингли, а затем в Страсбург, где подружился с Буцером и Капитоном. По совету Эколампадия, поехал в Монбельяр, где собрал вокруг себя много последователей, но на католиков обрушивался с такой яростью, что вынужден был ими оставить Монбельяр. В 1528 г. ввел у себя реформацию Берн, а вслед за ним и другие города, при деятельном его участии, не раз подвергавшего опасности свою жизнь. В это время он следовал учению Цвингли. В 1532 г. был послан делегатом на синод, собранный пьемонтскими вальденсами в целях соединения с реформированною церковью. На возвратном пути он остановился в Женеве и проповедью привлек к себе много народа. Католики предложили ему диспут, но на диспуте дело дошло до драки, и он принужден был удалиться из города, но в 1534 г. вновь явился туда с рекомендательным письмом от Бернской сеньории. Женевские граждане, только что освободившиеся от притязаний епископа и герцога Савойского, особенно дорожили союзом с Берном. Фарель искусно воспользовался раздражением против католического духовенства, которое подозревали в замыслах против свободы города, и дело Реформации быстро пошло вперед. Католики выставили против реформаторов доминиканца Фюрбити, прибегали даже к вооруженной силе, но должны были уступить и удалились в Лозанну и Фрибур, а неудачное покушение на жизнь Фареля, Фромана и Вире только увеличило их популярность в народе. Надо было поскорее организовать женевскую церковь ввиду бурного, насильственного характера Реформации. Городской совет в 1536 г. отменил католицизм и ввел богослужение, принятое в Берне и Цюрихе (как раз в это время Берн спас Женеву от нового нападения герцога Савойского). Фарель занялся выработкой церковного исповедания, где ставил церковь в зависимость от светской власти и в отлучении видел только «дружеское исправление», не придавая ему еще того характера, который оно получило у Кальвина. Летом того же 1536 г. через Женеву по дороге в Германию проезжал Кальвин. Уже знакомый с его «Institutio religionis christianae», Фарель сразу оценил его и как организатора и упросил его остаться в Женеве и заняться устройством церкви. Кальвин согласился и вместе с Фарелем предложил городскому совету свой проект – т. н. «Articles de 1537». Вслед за тем были составлены катехизис и исповедание, последнее – Фарелем. Хотя он и высказывал в исповедании свой умеренный взгляд на отлучение, но в общем он подчинился ригористическим стремлениям Кальвина и его учению о независимости церкви от государства. Применение программы Кальвина вызвало в Женеве оппозицию, и после победы партии «либертинов» на выборах 1538 г. дело дошло до изгнания обоих реформаторов. В 1540 г. приверженцы Кальвина и Фареля, гиллермены, призвали Кальвина обратно. В 1538 г. последовал за Кальвином в Страсбург, затем отправился в Невшатель, чтобы вывести тамошнюю церковь из состояния анархии. После долгой борьбы ему удалось в 1542 г. настоять на организации церкви в духе Кальвина. Из Невшателя он отправился в Мец по приглашению тамошних протестантов, но монахи добились запрещения его проповедей и изгнания его самого. Когда реформатор снова приехал в Мец и возобновил проповедь, на протестантов напал с войском герцог Клод де Гиз. В схватке был ранен и спасся от смерти только тем, что спрятался в повозку прокаженного. В 1543 г. вернулся в Невшатель, принял должность пастора и оставался здесь до самой смерти. Только изредка он ездил в Мец, Дофинэ и Женеву да два раза был в Германии, прося у протестантских князей защиты для вальденсов и французских протестантов. В одну из своих поездок в Женеву (1553) присутствовал при сожжении Сервета, которого тщетно уговаривал признать догмат троичности.
Досье личности
ФАРЕЛЬ Гийом
Имя латиницей: Farel Guillaume
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.1489
Место рождения: Дофине, Франция
Дата смерти: 13.09.1565 Возраст (76)
По восточному: Петух
Ключевые слова: власть, изгнанник, политика, проповедник, религия, реформатор.
Anno: 1521
Гийом ФАРЕЛЬ
Гийом ФАРЕЛЬ в фотографиях:
- ААРОН (архиепископ)
- ААРОН ди ПЕЗАРО
- АБДУЛ БАХА
- АБУКАРА Феодор
- АВВАКУМ Петрович (протопоп)
- АВВАКУМ Честной
- АВГУСТИН (Беляев)
- АВГУСТИН (Виноградский)
- АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
- АВДИЙ
- АВИЛА Франсиско де
- АВИЛЬСКИЙ Иоанн
- АВКСЕНТИЙ Соловецкий
- АВРААМИЙ Ростовский
- АГАПИТ
- АГАПИТ II
- АГАПИТ Печерский
- АГАФАНГЕЛ (митрополит)
- АГАФАНГЕЛ (Соловьев)
- АГАФОДОР (архиепископ)
- АГАФОДОР Херсонесский
- АГАФОН I Римский
- АГАФОН Печерский
- АГГЕЕВ Константин Маркович
- АГГЕЙ Пророк
- АГРИКОЛА Иоганн
- АГРИППИН
- АДАЛЬБЕРТ МАГДЕБУРГСКИЙ
- АДЕОДАТ I
- АДЕОДАТ II
- АДРИАН I
- АДРИАН II
- АДРИАН III
- АДРИАН IV
- АДРИАН V
- АДРИАН VI
- АДРИАН Пошехонский
- АЗАРИЯ Пророк
- АКАКИЙ Новый
- АКАКИЙ Прусский
- АКИЛА
- АКИНДИН I Печерский
- АКИНДИН II Печерский
- АЛЕКСАНДЕР Агнес
- АЛЕКСАНДР I (папа)
- АЛЕКСАНДР II (папа)
- АЛЕКСАНДР III (папа)
- АЛЕКСАНДР IV
- АЛЕКСАНДР V (антипапа)
- АЛЕКСАНДР VII (папа)
- АЛЕКСАНДР VIII (папа)
- АЛЕКСАНДР Вочский
- АЛЕКСАНДР Дьякон
- АЛЕКСАНДР РОСТОВСКИЙ (инок)
- АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ
- АЛЕКСЕЕВА Олимпиада Григорьевна
- АЛЕКСИЙ (Дородницын)
- АЛЕКСИЙ (епископ)
- АЛЕКСИЙ (проповедник)
- АЛЕКСИЙ I
- АЛЕКСИЙ II
- АЛИМПИЙ (старообрядец)
- АЛЬ-БУХАРИ Мухаммед
- АЛЬБЕРТ (антипапа)