Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-02-19

просмотров - 2

ФАЛЕТ

Имя латиницей: Thaletas; Thales of Crete

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.680 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.610 до н.э. Возраст (70)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, искусство, литература, медицина, музыка, наука, основатель, поэт, право.

Anno: -0665

ФАЛЕТ

критский мудрец, знахарь, музыкант и поэт VII в. до н. э. Согласно легендарной традиции, помог Ликургу осуществить законодательную реформу в Спарте. Свидетельства о его жизни крайне скудны и противоречивы. Ему приписываются нововведения в стихосложении и в песенно-музыкальном искусстве. Считается, что именно он разработал такие жанры, как пеан и гипорхема, а в связи с этим и новые ритмы. Согласно преданию, сохраненному у древнегреческих авторов (Псевдо-Плутарх, Сосибий), он был приглашен в Спарту как учредитель (или реформатор) праздника Гимнопедии, а также как учитель, готовивший спартанские хоры к выступлению на этом важнейшем для спартанцев празднике (традиционная датировка: 665 г. до н. э.). Боэций, поздний латинский автор, в своем сочинении «Об обучении музыке» сообщает, что спартанцы долгое время сохраняли прекрасную музыку благодаря деятельности Фалета, который обучал у них детей музыкальному искусству, будучи приглашенным с Крита за большую награду. Иначе говоря, Фалет заложил основы спартанского мусического образования, само наличие которого объясняет долгое и стабильное спартанское превосходство в музыкальной сфере в греческом мире. Высказывается предположение, что реорганизация Гимнопедий была связана с еще одной сферой деятельности Фалета – знахарством и ритальными очищениями. Согласно Пратину, спартанцы, страдая от чумы, по предписанию дельфийского оракула пригласили к себе Фалета, который при помощи музыки излечил город. Эта информация подтверждается Павсанием, упоминающим о врачебном таланте Фалета, проявленном в Спарте («Описание Эллады», кн. I. 14. 4), а также Элианом, который помещает его имя среди тех, кто в разное время приглашался в Спарту для того, чтобы с помощью Муз побороть эпидемию, повальное безумие или другие несчастья в таком роде («Пестрые рассказы», XII. 50). Сохранились некоторые древние свидетельства о том, что Фалет, используя музыку, усмирил в Лакедемоне внутреннюю смуту. Кроме того, согласно одному месту в «Моралиях» Плутарха, некий Фалес, изготовитель лир, пением и утешительными словами прекратил у спартанцев распрю. Здесь под именем «Фалес» скрывается, судя по всему, Фалет Критский. В системе эллинских религиозных представлений смута была тесно связана с эпидемией, поскольку в обоих случаях возникает скверна, нечистота, ненавистная богам, которая распространяется на всю общину. Спарта архаического времени часто страдала и от чумы и от внутренних конфликтов, поэтому вполне вероятно, что ритуальные очищения, совершаемые здесь такими людьми, как Фалет или Эпименид Кносский, были направлены против этих двух бед одновременно. По всей видимости, в самой Спарте возникла легенда, которая связывала Фалета со спартанским законодателем Ликургом (Эфор у Страбона, кн. X, 4, 19). Данное предание анахронистично, и его решительно отвергает Аристотель («Политика», 1274a25). Сомнения Аристотеля не повлияли на дальнейшую судьбу этой легенды. Плутарх, в частности, охотно ее использует. Согласно этому автору, Фалет, критский мудрец, прибыл в Спарту по приглашению Ликурга и подготовил почву для законодательства с помощью своих песен, мелодий и ритмов, которые действовали успокаивающе на лакедемонян, страдавших от взаимной неприязни («Жизнеописание Ликурга», 4, 1). Хотя версия о синхронизме Ликурга и Фалета является недостоверной, нельзя отрицать некой номофетической (т.е. нормоустроительной) составляющей в деятельности этого критского мудреца и музыканта. Фалет, несомненно, выполнял в Спарте какую-то важнейшую социорегулирующую роль, а его мероприятия носили, кроме всего прочего, нормоустанавливающий характер (это очевидно в случае с введением новых правил для Гимнопедий).

Медиа (0)
Связи (8)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх