Досье личности

Ценность: 1,333 (12)

Симпатия: 1,333 (12)

дата обновления - 2017-06-21

просмотров - 3

ЧОН Як Ён

Другое имя: Тасан – псевдоним

Имя латиницей: Jeong Yakyong; Dasan

Пол: мужской

Дата рождения: 05.08.1762

Место рождения: село Махён, провинция Кёнгидо, Корея

Дата смерти: 07.04.1836 Возраст (73)

Место смерти: с. Махён, Кванджу, пров. Кёнгидо

Знак зодиака: Лев

По восточному: Лошадь

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КОРЕЯ.

Ключевые слова: знание, изобретатель, инженер, литература, наука, писатель, реформатор, философ.

Anno: 1800

ЧОН Як Ён

корейский ученый-энциклопедист, представитель течения «сирхак» («наука, имеющая практическое применение»), государственный деятель, изобретатель и писатель. В 4 года уже мог читать классические иероглифические тексты, в возрасте 7 лет начал писать стихи на китайском языке. Рано стал задумываться над общественным устройством, считал неверной систему социального неравенства и был разочарован конфуцианскими постулатами, которые, по его мнению, были далеки от реальной жизни.

В возрасте 16 лет впервые познакомился с сочинениями сирхакиста Ли Ика, которые произвели на него глубокое впечатление. В 1784 г. поступил в конфуцианскую академию «Сонгюнгван». С 1789 г. – на государственной службе, занимал различные должности в ведомствах наказаний и вооруженных сил. Проявил себя как талантливый инженер и архитектор, в Корее положил начало оспопрививанию, пытался внедрять реформы. В 1792 г. изобрел подъемное устройство, которое использовалось при строительстве Хвасонской крепости в Сувоне. Он же и спроектировал эту крепость, которая включена «ЮНЕСКО» в список мирового культурного наследия. В 1794 г. совершил поездку по столичной провинции Кёнгидо в качестве тайного инспектора и изобличил местных чиновников в коррупции и злоупотреблениях служебным положением, от которых страдали крестьяне. Пользовался доверием вана (короля) Чонджо и большой любовью простого народа, но со смертью вана в 1800 г. ученый оказался в опале. В 1801 г. по обвинению в пропаганде христианства был приговорен к смертной казни, которая была заменена 18-летней ссылкой в уезд Канчжин. В ссылке он написал много работ, имевших практическое значение и содержавших много полезного для госчиновников и крестьян. Среди них: руководство для госслужащих по финансам и налогам «Кёнсеюпхё», книга по искусству управления «Мокминсимсо», медицинский трактат «Магвахветхон», труд по земледельческой политике «Нончжонсо». В 1818 г. его освободили и назначили на должность в королевской приемной. До самой смерти продолжал писать и развивать идеи «сирхак».

В своих произведениях сочетал философскую критику основ господствующей конфуцианской идеологии с критикой феодальных порядков и выражал глубокое сочувствие угнетенному народу. Признавая вещественное начало («ки») основой мироздания, приблизился к философскому материализму. Государственную власть рассматривал как результат некоего общественного договора, признавал несправедливым «абсолютное правление "сверху"», выступал против сословных различий и дворянских привилегий, деспотической монархии. Проект его земельной реформы предусматривал фактическую ликвидацию помещичьего землевладения. Несмотря на несбыточность его социальных проектов в условиях феодализма, его идеи и вклад в науку имели огромное значение для последующего развития антифеодальной идеологии и культуры корейского народа. Оставил после себя около 500 трудов, охватывающих чуть ли не все области знаний, включая политику, экономику, право, медицину, астрономию и земледелие.

Медиа (0)
Связи (3)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх