древнегреческий поэт-баснописец италийского происхождения, живший во II в. на востоке Римской империи предположительно на территории Сирии. Из обращения в первом посвящении («О Бранх, дитя мое») можно предположить, что он был наставником при каком-то молодом человеке знатного происхождения; если считать, что оба пролога обращены к одному лицу, то этот ученик Бабрия оказывается сыном некоего царя Александра. Последний из восточных «Александров» I в., сохранивших титул царя, был Гай Юлий Александр, сын Тиграна V Армянского и праправнук Ирода Великого; Веспасиан дал ему в управление островок около Киликии, а Траян сделал консулом. Отождествить киликийского Александра с бабриевским покровителем трудно: это дало бы очень раннюю дату. Но можно предположить, что Бабрий имел в виду одного из его сыновей – Александра Агриппу (квестора-пропретора в Азии) или Александра Береникиана (проконсула Азии); хотя они и не были царями, но из желания польстить поэт легко мог приписать им отцовский титул (это также объясняет, почему он не прибавляет никаких эпитетов к слову «царь»). Известен стихотворным изложением басен, написанных Эзопом и другими авторами. В дальнейшем писал и собственные басни. Для написания своих стихов использовал холиямб («хромой ямб»). Он хотел этим возвести свою литературную родословную к Каллимаху и его традиции. Для большинства сохранившихся басен использовал литературную koine, в котором также присутствуют ионийские элементы (в целях архаизации). В его баснях олимпийские боги описаны с иронией. Он развивает повествовательный элемент басни в ущерб назидательности, приближая басню к сказке. В литературном плане для его творчества характерен эстетизм, в идейном – аристократизм. Юлиан Отступник в письме, написанном в Антиохии в 362/363 г., упоминает одну из басен Бабрия, не сомневаясь, что адресат тоже ее знает. Авиан, перечисляя своих предшественников, пишет: «Эти же басни пересказал греческими ямбами Бабрий, сжав их до двух томов». В византийском словаре «Суда» (X в.) говорится: «Бабриас, или Бабрий [сочинял басни или же ямбические басни: они написаны] холиямбами в 10 книгах. Он переложил некоторые эзоповские басни из их первоначального склада в стихотворный размер, именно – в холиямб». По-видимому, сам Бабрий выпустил свои басни в 10 книгах, но уже довольно рано (до Авиана) они появились в переработанном (вероятно, применительно к нуждам школы) издании в 2-х книгах: при переработке басни были расположены по алфавиту, местами сильно изменены, снабжены прозаическими и некоторыми стихотворными эпимифиями. Всего до нашего времени дошло 144 его стихотворные басни, а также 50 басен в прозаическом пересказе. 123 его басни сохранились в Афонской рукописи, которая была найдена в 1840 г. в монастыре на горе Афон. Также некоторые из его басен находятся в «Collectio Augustana». 21 басня реконструирована Luzzatto из сохранившихся фрагментов. Подлинник басен известен по латинским переработкам, был издан в 1844 г. Буассоннадом, переиздания в 1879 и 1897 гг. – Отто Крузиус «De B. aetate». На русский язык басни Бабрия переводил М. Л. Гаспаров. Тексты басен и упоминания поэта найдены в египетских папирусах II в. (одни из самых ранних списков), на восковых табличках из Пальмиры, уже в III в. они изучались в античных школах, это сделало его хрестоматийным писателем. В IV в. его цитируют Либаний, Фемистий, Василий Кесарийский. В Византии еще в IX в. его басни перелагали в ямбические четверостишия Игнатий Диакон и его подражатели. К IX-X вв. относится Афонская рукопись. После этого его басни постепенно вытесняются прозаическими.
Досье личности
БАБРИЙ
Другое имя: Валерий Бабрий
Имя латиницей: Babrius
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.110
Дата смерти: реконструировано 00.00.180 Возраст (70)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Собака
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: литература, поэт.
Anno: 0150
БАБРИЙ
- Кто малое да верное готов бросить, гоняясь за ненадежным, тот живет глупо.
- Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких.
- Гнев порабощает и унижает даже достойнейшего человека.
- Не следует завидовать тем, кто богат и кто стоит у власти; а надо, вспомнив о недоброжелательстве и опасностях, которым они подвергаются, возлюбить бедность – матерь спокойствия.
- АВИАН (420 - 490)
- ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329 - 379)
- ВЕСПАСИАН (9 - 79)
- ГАСПАРОВ Михаил Леонович (1935 - 2005)
- ГИППОНАКТ (580 до н.э. - 520 до н.э.)
- ГОДОВАНЕЦ Никита Павлович (1893 - 1974)
- ИРОД I Великий (73 до н.э. - 4 до н.э.)
- КАЛЛИМАХ (поэт) (310 до н.э. - 240 до н.э.)
- КРЫЛОВ Иван Андреевич (1769 - 1844)
- ЛИБАНИЙ (314 - 393)
- ТРАЯН Марк Ульпий (53 - 117)
- ФЕДР (баснописец) (15 до н.э. - 70)
- ФЕМИСТИЙ (317 - 390)
- ЭЗОП (580 до н.э. - 530 до н.э.)
- ЮЛИАН ОТСТУПНИК (331 - 363)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://ezop.su
- КАЛАМИС
- КАЛЛИКЛ
- КАЛЛИКРАТ (архитектор)
- КАЛЛИКРАТ (политик)
- КАЛЛИКРАТИД
- КАЛЛИМАХ (поэт)
- КАЛЛИМАХ (скульптор)
- КАЛЛИН
- КАЛЛИПП (астроном)
- КАЛЛИПП (тиран)
- КАЛЛИСТРАТ (оратор)
- КАЛЛИСТРАТ (софист)
- КАЛЛИСФЕН
- КАЛЛОН
- КАНАХ
- КАРНЕАД из Кирены
- КАРП Антиохийский
- КАРТЕРИЙ
- КАСТОР Родосский
- КВИНТ Смирнский
- КЕБЕТ
- КЕРКИД
- КЕФИСОДОТ Младший
- КЕФИСОДОТ Старший
- КИКЛИАД
- КИЛОН
- КИМОН (полководец)
- КИМОН (художник)
- КИНАДОН
- КИПСЕЛ
- КЛЕАНДР
- КЛЕАНФ из Асса
- КЛЕАРХ (полководец)
- КЛЕАРХ (тиран)
- КЛЕАРХ из Сол
- КЛЕЙТАГОРА
- КЛЕОБУЛ
- КЛЕОБУЛИНА
- КЛЕОМБРОТ I
- КЛЕОМБРОТ II
- КЛЕОМЕД
- КЛЕОМЕН I
- КЛЕОМЕН II
- КЛЕОМЕН III
- КЛЕОН
- КЛЕОНИД
- КЛЕОНИМ
- КЛЕОСТРАТ Тенедосский
- КЛЕОФОНТ
- КЛИНИЙ
- КЛИНОМАХ
- КЛИСФЕН
- КЛИСФЕН Старший
- КЛИТАРХ
- КЛИТОМАХ
- КОДР
- КОЛОТ Лампсакский
- КОНОН (писатель)
- КОНОН (полководец)
- КОНОН Самосский
- КОРАКС
- КОРИННА
- КРАНТОР
- КРАТЕР (юрист)