античный философ, представитель неоплатонизма. Ученик Плотина (с 246), первый из его постоянных слушателей (Плотин считал его своим самым проницательным учеником). До Плотина учился у стоика Лисимаха; чтил пифагорейца и платоника Нумения (как сообщается, собрал и выучил наизусть почти все его сочинения), в то же время возможно испытал влияние философии Крония. В 269/269 г. покинул Рим и переехал в Апамею (Сирия), родной город Нумения, где, вероятно, основал собственную школу. Разработал и систематизировал учение Плотина о тройственности Нуса, неоплатоническую диалектику мифа. Его сочинения не сохранились; сведения о трудах восстанавливаются по различным источникам. Порфирий подчеркивает у Амелия тщательность письменного слова. По сообщениям различных источников, будучи в школе Плотина, он вел записи бесед Плотина и правил написанные им тексты (записи составили ок. 100 книг). Написал «Об отличии учения Плотина от учения Нумения» – против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения; «О недоумениях Порфирия» – адресованное Порфирию разъяснение учения Плотина о том, что вне Ума нет умопостигаемого; 40 книг против гностика Зостриана – в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков. Амелию, вероятно, принадлежали комментарии к диалогам Платона «Тимей», «Государство», «Парменид» и «Филеб»; сочинение «О справедливости согласно Платону»; оригинальное толкование «II Письма» Платона о трех царях (под какими Амелий понимал три ума – ум, который есть умопостигаемое; ум, который обладает умопостигаемым и ум, который созерцает умопостигаемое – которые трое суть три демиурга). Амелию принадлежит толкование «Евангелия от Иоанна», в прологе которого Амелий отождествляет Логос с мировой душой. У Плотина, несмотря на значительную диалектическую системность, многие положения учения еще не достигают терминологического закрепления. О том, что плотиновский Нус имеет тройственный характер – содержит в себе и бытие, и жизнь, и мышление – можно судить по многим текстам Плотина. Амелий фиксирует эту ноуменальную триаду системно-терминологически, отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями Платона (которые в диалоге «Тимей» определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Кроном орфиков). Он интенсивно проводил также пифагорейскую мистику чисел, подробно характеризуя монаду, диаду, триаду и вообще все первые числа. Признавая единую Мировую Душу, приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически душа охватывает внутрикосмических богов, как диада и триада – демонов, как тетрада (2 в квадрате) и эннеада (3 в квадрате) – человеческую жизнь, как октада (2 в кубе) и эйкосигептада (3 в кубе) – доходит до низших пределов мира и с помощью «нечета» и «чета» всему придает совершенство. Этим Амелий послужил одним из источников для специального трактата о числовой мифологии у Ямвлиха.
Досье личности
АМЕЛИЙ Гентилиан
Имя латиницей: Amelius Gentilianus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.230
Дата смерти: реконструировано 00.00.290 Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Собака
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0250
АМЕЛИЙ Гентилиан
- КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ
- ГАЙ Юлий Цезарь (сын)
- ПЛИНИЙ Старший
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий
- ГОРАЦИЙ
- ОКТАВИАН АВГУСТ
- МАРК Аврелий
- СЕПТИМИЙ СЕВЕР
- ВЕРГИЛИЙ
- КЛАВДИЙ (император)
- НЕРОН
- ЛУКРЕЦИЙ
- ОВИДИЙ
- АПОЛЛОДОР из Дамаска
- ПЕТРОНИЙ
- СЕНЕКА
- КАЛИГУЛА
- ТРАЯН Марк Ульпий
- ЦЕЗАРЬ Гай Юлий Германик
- ПУБЛИЛИЙ СИР
- ГАЛЕН Клавдий
- ГИББОН Эдуард
- ТИБЕРИЙ (император)
- МЕССАЛИНА
- ФЕОДОРА
- ТИТ ЛИВИЙ
- БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин
- ОТОН I
- АГРИППИНА Младшая
- ОКТАВИЯ Младшая
- ПЛИНИЙ Младший
- ПЕРСИЙ
- АТТИЛА
- КАРАКАЛЛА Марк Аврелий Антонин
- АГРИППИНА Старшая
- АДРИАН I Публий Элий
- АНТОНИЙ Великий
- ПЛАВТ Тит Макций
- ДРУЗИЛЛА Юлия
- НЕРВА
- АФИНЕЙ
- СПАРТАК
- ДРУЗ Нерон Клавдий
- ИРОД I Великий
- ПОМПЕЙ Великий
- ПУБЛИЙ Ювентий Цельс
- ВИТРУВИЙ
- ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
- ГИЛАРИЙ
- ПАВЕЛ (апостол)
- ПОНТИЙ ПИЛАТ
- ЮВЕНАЛ
- ДРУЗ Юлий Цезарь (полководец)
- ИОАНН III (папа)
- ЛУЦИЙ ВЕР I
- ЭМИЛИЯ ЛЕПИДА
- ФЕЛИКС (епископ Византийский)
- АФИНАГОР Афинский
- АЭЦИЙ Флавий
- АПОЛЛОНИЙ Дискол
- ВЕСПАСИАН
- САЛЛЮСТИЙ
- СТАХИЙ
- МАРК (папа)