античный философ, представитель неоплатонизма. Ученик Плотина (с 246), первый из его постоянных слушателей (Плотин считал его своим самым проницательным учеником). До Плотина учился у стоика Лисимаха; чтил пифагорейца и платоника Нумения (как сообщается, собрал и выучил наизусть почти все его сочинения), в то же время возможно испытал влияние философии Крония. В 269/269 г. покинул Рим и переехал в Апамею (Сирия), родной город Нумения, где, вероятно, основал собственную школу. Разработал и систематизировал учение Плотина о тройственности Нуса, неоплатоническую диалектику мифа. Его сочинения не сохранились; сведения о трудах восстанавливаются по различным источникам. Порфирий подчеркивает у Амелия тщательность письменного слова. По сообщениям различных источников, будучи в школе Плотина, он вел записи бесед Плотина и правил написанные им тексты (записи составили ок. 100 книг). Написал «Об отличии учения Плотина от учения Нумения» – против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения; «О недоумениях Порфирия» – адресованное Порфирию разъяснение учения Плотина о том, что вне Ума нет умопостигаемого; 40 книг против гностика Зостриана – в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков. Амелию, вероятно, принадлежали комментарии к диалогам Платона «Тимей», «Государство», «Парменид» и «Филеб»; сочинение «О справедливости согласно Платону»; оригинальное толкование «II Письма» Платона о трех царях (под какими Амелий понимал три ума – ум, который есть умопостигаемое; ум, который обладает умопостигаемым и ум, который созерцает умопостигаемое – которые трое суть три демиурга). Амелию принадлежит толкование «Евангелия от Иоанна», в прологе которого Амелий отождествляет Логос с мировой душой. У Плотина, несмотря на значительную диалектическую системность, многие положения учения еще не достигают терминологического закрепления. О том, что плотиновский Нус имеет тройственный характер – содержит в себе и бытие, и жизнь, и мышление – можно судить по многим текстам Плотина. Амелий фиксирует эту ноуменальную триаду системно-терминологически, отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями Платона (которые в диалоге «Тимей» определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Кроном орфиков). Он интенсивно проводил также пифагорейскую мистику чисел, подробно характеризуя монаду, диаду, триаду и вообще все первые числа. Признавая единую Мировую Душу, приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически душа охватывает внутрикосмических богов, как диада и триада – демонов, как тетрада (2 в квадрате) и эннеада (3 в квадрате) – человеческую жизнь, как октада (2 в кубе) и эйкосигептада (3 в кубе) – доходит до низших пределов мира и с помощью «нечета» и «чета» всему придает совершенство. Этим Амелий послужил одним из источников для специального трактата о числовой мифологии у Ямвлиха.
Досье личности
АМЕЛИЙ Гентилиан
Имя латиницей: Amelius Gentilianus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.230
Дата смерти: реконструировано 00.00.290 Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Собака
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0250
АМЕЛИЙ Гентилиан
- ВИТЕЛЛИЙ Авл
- АННА (святая)
- ЭВАРИСТ (папа)
- САБИНА Поппея
- АВЗОНИЙ Децим Магнус
- ФИЛОФЕЙ Мравинский
- ДИОКЛЕТИАН I
- МАРЦЕЛЛ I
- ОРОЗИЙ
- ПЕТРОНИЙ МАКСИМ I
- ГЕРМАНИК Нерон Юлий Цезарь
- КЛАВДИЛЛА Юния
- СИКСТ II
- ТИТ I
- ЗОСИМА
- ПЕТР (апостол)
- ЛИВИЯ ДРУЗИЛЛА (императрица)
- ФУЛЬВИЯ
- ЛЕОНАРДИ Джон
- АГАФАНГЕЛ Есфигменский
- ГИГИН (папа)
- МАРК ПАКУВИЙ
- БЕНЕДИКТ III
- СИКСТ III
- СИЛЬВЕСТР I
- КУНКТАТОР Квинт Фабий Максим
- ФЕОДОСИЙ I Великий
- ФЕОДОТИЯ Адрианопольская
- КОММОД (император)
- ИОАНН Креститель
- ИОАНН Богослов
- ЛЕВ I Великий (папа)
- МАКСИМИН II ДАЗА
- АЛЕКСАНДР Тралесский
- РУФ Эфесский
- СЕНЕКА Старший
- ПТОЛЕМЕЙ Мавританский
- ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
- КЛИМЕНТ I
- КОНСТАНЦИЙ II
- ИОВИАН
- ТАТИЯНА Римская
- ЕВЛАЛИЙ (антипапа)
- АГАФОНИКА Пергамская
- ВИРИАТ
- СИКСТ I
- ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
- ЦЕЛЬС (ученый)
- ЭЛАГАБАЛ I
- ЕВСЕВИЙ
- КЛЕТ
- КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР
- ПЕЛАГИЙ
- ПАПИНИАН Эмилий
- ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ
- ГАЛЛИЕН
- ГАЛЬБА Сервий Сульпиций
- ПРОКОПИЙ АНТЕМИЙ I
- КАР I
- ЭЛИЙ ДОНАТ
- ГАЙ Юлий Цезарь (отец)
- АГРИППА II
- АТИЯ Бальба Цезония
- СКРИБОНИЯ ЛИБОНА