арабский христианский историк X в. Ок. 941 г. составил всемирную хронику – «Книга титулов», одно из первых исторических произведений христиан на арабском языке. Повествование, начинающееся от сотворения мира, доводилось, видимо, до времени Агапия, однако концовка летописи утрачена (текст обрывается на 777 г.). Хроника делится на 2 части, первая содержит пересказ ветхозаветных событий, несколько непоследовательное изложение которых неоднократно прерывается перечнями персидских царей, египетских Птолемеев, эпизодами из римской истории и биографии Александра Македонского, хронологическими расчетами и выкладками. Особое внимание автор уделяет оценке текста Библии как исторического источника; единственно истинным ее вариантом он считает Септуагинту и критикует еврейскую и сирийскую редакции Священного Писания как «сокращенные и испорченные». Кроме того, «Книга титулов» включает сведения по географии, этнографии и другим областям знаний, представляя собой своего рода краткую энциклопедию. Вторая часть летописи повествует о новозаветных событиях, а также о событиях раннехристианской церковной истории, дает краткие сведения о римских, византийских, персидских монархах, описывает ход Вселенских Соборов. Сжатое отвлеченное повествование становится более подробным с началом VII в. Светская история вытесняет церковную, события в халифате отодвигают на второй план византийскую. Самосознание Агапия отличается ярко выраженным сироцентризмом: он ощущает себя скорее человеком Востока, чем византийского мира. Финальный отрезок летописи содержит ряд уникальных сведений, отсутствующих в других источниках. В своей работе он опирался в основном на грекоязычных авторов: Иосифа Флавия, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и др. Повествование о событиях VII-VIII вв. восходит к сирийским источникам: анонимной христианской хронике, составленной в Сирии в середине VIII в., и историческим трудам маронитского ученого Феофила Эдесского. Использовал он и арабоязычных, в т. ч. мусульманских, авторов (возможно, через посредство Феофила). В свою очередь труд Агапия охотно цитировали позднейшие арабо-мусульманские писатели (например, аль-Масуди); в христианской среде эта хроника имела широкое хождение в течение последующих 9 столетий.
Досье личности
АГАПИЙ Манбиджский
Другое имя: Агапий Иерапольский; Махбуб ибн Кустантин ал-Манбиджи
Имя латиницей: Agapius of Hierapolis; Mahbub ibn-Qustantin; Agapius son of Constantine
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.875
Дата смерти: приблизительно 00.00.942 Возраст (67)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, КРЫМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, историк, наука, религия.
Anno: 0941
Манбиджский АГАПИЙ
- ИИСУС ХРИСТОС
- БУДДА
- ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
- ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
- КОПЕРНИК Николай
- МАРКС Карл
- ПИФАГОР Самосский
- МЕНЬ Александр Владимирович
- ИОСИФ АРГУТИНСКИЙ
- ПАСКАЛЬ Блез
- АЙВАЗОВСКИЙ Гаврил Константинович
- ЖАННА Д`АРК
- ЕЛИЗАВЕТА I Тюдор
- БЕРДЯЕВ Николай Александрович
- ДЖЕФФЕРСОН Томас
- ЛЮТЕР Мартин
- АБЕЛЯР Пьер
- КОМИТАС
- ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ
- МОРОЗОВ Николай Александрович
- АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (царь)
- МАТЬ ТЕРЕЗА
- ТАГОР Рабиндранат
- МАГОМЕТ
- БУЛГАКОВ Сергей Николаевич
- ВЛАДИМИР I СВЯТОСЛАВОВИЧ
- ИОАНН ПАВЕЛ II
- МОР Томас
- КИНГ Мартин Лютер
- СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
- ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ (Святой)
- МАЛЬТУС Томас Роберт
- БОЛЬЦАНО Бернард
- МОГИЛА Петр Симеонович
- ЛОЙОЛА Игнатий
- РАМАКРИШНА
- ОККАМ Уильям
- ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
- АНДРЕЙ РУБЛЕВ
- ТИХОН (патриарх)
- ГЕНРИХ Мореплаватель
- БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна
- РЕРИХ Елена Ивановна
- РИШЕЛЬЕ Арман Жан Дю Плесси
- ВАЛЛИС Джон
- КРУС Хуана Инес де ла
- ЛАО-ЦЗЫ
- ПЕТАВИУС Дионисий
- ГЕНРИХ V
- КАЛЬВИН Жан
- ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
- ГИППИУС Зинаида Николаевна
- ИОАНН XXIII
- ГУРДЖИЕВ Георгий Иванович
- ПИЙ X
- ГЕНРИХ IV Бурбон
- ПИМЕН
- КАРЛ IХ ВАЛУА
- АГРИКОЛА Микаэль
- ЛЮДОВИК I Благочестивый
- ПИЙ IV
- СВИФТ Джонатан
- СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
- УАЙТ Эллен