арабский христианский историк X в. Ок. 941 г. составил всемирную хронику – «Книга титулов», одно из первых исторических произведений христиан на арабском языке. Повествование, начинающееся от сотворения мира, доводилось, видимо, до времени Агапия, однако концовка летописи утрачена (текст обрывается на 777 г.). Хроника делится на 2 части, первая содержит пересказ ветхозаветных событий, несколько непоследовательное изложение которых неоднократно прерывается перечнями персидских царей, египетских Птолемеев, эпизодами из римской истории и биографии Александра Македонского, хронологическими расчетами и выкладками. Особое внимание автор уделяет оценке текста Библии как исторического источника; единственно истинным ее вариантом он считает Септуагинту и критикует еврейскую и сирийскую редакции Священного Писания как «сокращенные и испорченные». Кроме того, «Книга титулов» включает сведения по географии, этнографии и другим областям знаний, представляя собой своего рода краткую энциклопедию. Вторая часть летописи повествует о новозаветных событиях, а также о событиях раннехристианской церковной истории, дает краткие сведения о римских, византийских, персидских монархах, описывает ход Вселенских Соборов. Сжатое отвлеченное повествование становится более подробным с началом VII в. Светская история вытесняет церковную, события в халифате отодвигают на второй план византийскую. Самосознание Агапия отличается ярко выраженным сироцентризмом: он ощущает себя скорее человеком Востока, чем византийского мира. Финальный отрезок летописи содержит ряд уникальных сведений, отсутствующих в других источниках. В своей работе он опирался в основном на грекоязычных авторов: Иосифа Флавия, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и др. Повествование о событиях VII-VIII вв. восходит к сирийским источникам: анонимной христианской хронике, составленной в Сирии в середине VIII в., и историческим трудам маронитского ученого Феофила Эдесского. Использовал он и арабоязычных, в т. ч. мусульманских, авторов (возможно, через посредство Феофила). В свою очередь труд Агапия охотно цитировали позднейшие арабо-мусульманские писатели (например, аль-Масуди); в христианской среде эта хроника имела широкое хождение в течение последующих 9 столетий.
Досье личности
АГАПИЙ Манбиджский
Другое имя: Агапий Иерапольский; Махбуб ибн Кустантин ал-Манбиджи
Имя латиницей: Agapius of Hierapolis; Mahbub ibn-Qustantin; Agapius son of Constantine
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.875
Дата смерти: приблизительно 00.00.942 Возраст (67)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, КРЫМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, историк, наука, религия.
Anno: 0941
Манбиджский АГАПИЙ
- ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ Анна Алексеевна
- ДИМИТРИЙ (Муретов)
- НИКАНОР (епископ)
- СЕРГИЙ (архиепископ)
- БЕЙЛИ Алиса Анна
- МАХАРШИ Шри Рамана
- АЛЕКСИЙ (архиепископ)
- КОШИДОВСКИЙ Зенон
- ИВАНОВ Порфирий Корнеевич
- СЕГАЛЬ Моше Цви
- НИГМАТУЛИН Талгат Кадырович
- КАПРАРА Джованни-Баттиста
- ИСЛА Хосе Франсиско де
- ГОВАРД Томас, 3-й герцог Норфолк
- МОЛЕ Жак де
- МАРЦЕЛЛ Амбренский
- МАРК Клавдий Марцелл Эзернин (квиндецемвир)
- АВГУСТИН (Маркевич)
- АЛЕКСАНДР (Добрынин)
- АНТОНИЙ (Знаменский)
- ФЕОФИЛ Александрийский
- ФЛАВИЙ Тавр Селевк Кир
- ГОДО Антуан
- АФАНАСЬЕВ Виктор Владимирович
- БАРВИНСКИЙ Осип Григорьевич
- СОКОЛОВА Мария Николаевна
- ВИТАЛИЙ (папа)
- РАЙТ Джон Джозеф
- МАРК Эмилий Лепид (консул 187 г. до н. э.)
- ПУБЛИЙ Корнелий Сципион (авгур)
- ПУБЛИЙ Корнелий Сципион Назика Коркул
- ПУБЛИЙ Лициний Красс Муциан
- МЕЙСОН Лоуэлл
- ХАЙМАН Исаак
- ЖИГУ Эжен
- МАРСИЛИЙ ИНГЕНСКИЙ
- ГИТО Шарль Джулиус
- ВЕТТИЙ Агорий Претекстат
- ЛУЦИЙ Корнелий Цинна (консул-суффект 32 г. до н. э.)
- АГАПИЙ Манбиджский
- ФУРИЙ Плацид
- ПУБЛИЙ Корнелий Ануллин (консул 216 г.)
- ТИТ Клодий Эприй Марцелл
- АБДАЛЛА аль-Ахмар
- АБУЛЬ-ФУТУХ Абдель-Монеим
- аль-ХАЙЯТ Адель
- МУН Хён Джин (старший)
- ДИОСКОР Александрийский
- ПЕТРИ Лаурентиус
- ВЕНЦЕЛЬ Австрийский
- ДУРОВА Анастасия Борисовна
- ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович