христианский апологет. О нем нет практически никаких достоверных исторических свидетельств. О нем не упоминают ни Евсевий, ни блаженный Иероним. До нас дошли два его творения: «Прошение о христианах» и «О воскресении», в заглавии которых он называется Афинянином и христианским философом. По внутренним свидетельствам текста «Прошения...», обращенного к Марку Аврелию Антонину и Люцию Аврелию Коммоду, время его написания можно положить между 176-180 гг. (Коммод сделался соправителем в 176 г., а весною 180 г. Марк Аврелий умер). По указанию святителя Епифания (Обл. ер. 64, 20) (а за ним святителя Фотия) известно, что святитель Мефодий Патарский цитировал отрывок из «Прошения...» Афинагора (глава 24, о природе демонов) в своем трактате «О воскресении». Единственное историческое упоминание об Афинагоре принадлежит церковному историку V в. Филиппу Сидету, дошедшее до нас в цитации (а возможно в пересказе) Никифора Каллиста. Вот этот фрагмент: «Филипп Сидет в слове 44 говорит: Афинагор был первым руководителем Александрийского училища и процветал во времена Адриана и Антонина, которым он адресовал «Прошение за христиан». Сей муж исповедовал христианство в плаще философа, стоя во главе академической школы. Возжелав еще до Кельса написать [сочинение] против христиан, он обратился к Священным Писаниям, чтобы бороться [с христианством] со знанием дела, но был столь пленен Всесвятым Духом, что, подобно великому Павлу, вместо преследователя стал учителем той веры, которую преследовал. Учеником его, как говорит Филипп, был Климент, автор «Стромат», а [учеником] Климента – Пантен. Этот Пантен также был афинянином и философом-пифагорейцем... Согласно Филиппу, учеником и преемником Пантена, возглавлявшим училище, являлся Ориген... и он был четвертым предстоятелем христианской школы. После Оригена [таким предстоятелем являлся] Иракл, за ним – Дионисий, за Дионисием – Пиерий; после Пиерия – Феогност, за Феогностом – Серапион, а после него – Петр, великий епископ, ставший мучеником; после Петра – Макарий, прозванный соотечественниками «Городским», за ним – Дидим, а за Дидимом – Родон. Согласно Филиппу, Родон, во времена Феодосия Великого, перевел школу в его [родной] город Сиды и, как говорит Филипп, сам он учился у Родона». Однако этот отрывок вызывает споры у исследователей. Филиппа Сидета еще Сократ Схоластик обвинял в небрежности с историческими фактами, а приведенный текст содержит немало противоречий с имеющимися сведениями. Это и свидетельство о том, что Афинагор подал «Прошение...» Адриану и Антонину, и хронология Александрийского училища Священных словес. Но верные сведения в этом сообщении, видимо, присутствуют. Несомненно, что Афинагор обратился в христианство в зрелом возрасте и пришел с Церковь с солидным философским и риторическим багажом. В главе 9 «Прошения...» Афинагор пишет императорам: «Впрочем, предоставляю вам прочитать сами книги [Священного Писания], и тщательно исследовать в них заключающиеся пророчества, чтобы, по надлежащем обсуждении, вы могли отвратить гонения на нас». По предположению некоторых ученых Афинагор мог быть руководителем частной философско-христианской школы. Не ясно, что точно означает именование «Афинянин», это может указывать на происхождение, а может быть просто почетным прозвищем. Существует мнение о связи Афинагора с Малоазийской Церковью. Это заключение делается на основании упоминаний о нем малоазийцев Филиппа Сидета и святителя Мефодия, а также некоторых параллелей «Прошения...» с Письмом к Церквам Азии и Фригии о лионских мучениках.
Досье личности
АФИНАГОР Афинский
Имя латиницей: Athenagoras of Athens
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.130
Место рождения: Афины, Древняя Греция
Дата смерти: реконструировано 00.00.190 Возраст (60)
Место смерти: Афины, Древняя Греция
По восточному: Лошадь
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: политика, проповедник, религия.
Anno: 160
Афинский АФИНАГОР
- АФИНАГОР (патриарх Константинопольский) (1886 - 1972)
- ЕВСЕВИЙ Кесарийский (260 - 339)
- ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (315 - 403)
- ИЕРОНИМ Евсевий Софроний (347 - 419)
- КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (150 - 215)
- КОММОД (император) (161 - 192)
- ЛИСИД (480 до н.э. - 425 до н.э.)
- МАРК Аврелий (121 - 180)
- МЕФОДИЙ ПАТАРСКИЙ (230 - 280)
- ОРИГЕН (185 - 254)
- ФЕАГЕН (690 до н.э. - 640 до н.э.)
- ФИЧИНО Марсилио (1433 - 1499)
- ФОТИЙ I (патриарх Константинопольский) (810 - 890)
- ХАРИТОН Афродисийский (110 - 170)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.odinblago.ru
- http://www.odinblago.ru
- http://www.bogoslov.ru
- http://antisimulacrum.com
- http://dic.academic.ru
- http://www.ank.in.ua
- http://mystudies.narod.ru
- http://www.saint-fathers.org
- ФУЛЬВИЯ
- ФУРИЙ Плацид
- ФУСИК Селевкийский
- ХАРИЗИЙ
- ХАРИТОН Афродисийский
- ХЕРЕМОН Александрийский
- ХИОНИЯ Аквилейская
- ХИОНИЯ Кесарийская
- ХРИСТ Никопольский
- ХРИСТОДУЛА Антиохийская
- ХУДИОН Севастийский
- ХУНЕРИХ
- ХУСДАЗАД
- ЦЕЗАРЬ Гай Юлий Германик
- ЦЕЗИЙ БАСС
- ЦЕЗОНИЯ Милония
- ЦЕЛЕСТИН I
- ЦЕЛИЙ АВРЕЛИАН
- ЦЕЛЬС
- ЦЕЛЬС (ученый)
- ЦЕНЗОРИН
- ЦЕНЗОРИН I
- ЦЕЦИЛИЙ Стаций
- ЦЕЦИЛИЯ
- ЦИНИЛЛА Корнелия
- ЦИЦЕРОН Квинт Туллий
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий
- ЭВАРИСТ (папа)
- ЭГИДИЙ (магистр армии)
- ЭДЕМОН
- ЭДЕСИЙ Каппадокийский
- ЭЛАГАБАЛ I
- ЭЛЕВТЕРИЙ
- ЭЛИАН Тактик
- ЭЛИЙ Геродиан
- ЭЛИЙ ДОНАТ
- ЭМИЛИАН I
- ЭМИЛИЯ ЛЕПИДА
- ЭНОМАЙ из Гадары
- ЭПАРХИЙ АВИТ I
- ЮБА II
- ЮВЕНАЛ
- ЮЛ Антоний
- ЮЛИАН I
- ЮЛИАН ОТСТУПНИК
- ЮЛИЙ I
- ЮЛИЙ НЕПОТ I
- ЮЛИЙ ПАВЕЛ
- ЮЛИЯ ДОМНА
- ЮЛИЯ Друза
- ЮЛИЯ Ливилла
- ЮЛИЯ МЛАДШАЯ
- ЮЛИЯ СТАРШАЯ
- ЮЛИЯ Цезарис (дочь Цезаря)
- ЮЛИЯ Цезарис (жена Гая Мария)
- ЮЛИЯ ЦЕЗАРИС Младшая
- ЮЛИЯ ЦЕЗАРИС Старшая
- ЮНИЯ Секунда
- ЮСТИН (историк)
- ЯМВЛИХ I