константинопольский патриарх, знаменитый ересеарх. Проведя в молодости несколько лет в монастыре около Антиохии и затем, приняв священство, стал известен как проповедник. Избранный императором Феодосием II в патриархи константинопольские (428), он сразу обнаружил крайнюю нетерпимость в своем всенародном обращении к императору при вступлении на кафедру. Различные сектанты, пользовавшиеся некоторой фактической терпимостью в Константинополе, были подвергнуты жестокому гонению; их заключали в тюрьмы, изгоняли, отбирали у них имущество, закрывали и разрушали их молитвенные дома. Между тем ревностный гонитель ересей неожиданно сам оказался еретиком, начав заявлять в церкви, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицей, так как она родила не Бога, а только человека, с которым помимо нее соединилось Слово Божие, превечно рожденное от Отца.
Против патриарха публично выступили Прокл, епископ кизический (впоследствии патриарх константинопольский), и адвокат Евсевий (впоследствии епископ дорилейский). Через несколько дней к воротам Константинополя был прибит свиток, обвинявший Нестория в возобновлении ереси осужденного еще в III в. Павла Самосатского (учившего, что Христос был только величайшим праведником и пророком, в котором преимущественно перед другими обитало 2-е лицо Св. Троицы). Опираясь на покровительство императора, Несторий стал жестоко преследовать своих противников среди константинопольского клира и монастырей. Между тем молва о новой ереси достигла египетских пустынь, и монахи толпами приходили к патриарху александрийскому Кириллу, величайшему богослову того времени, требуя от него защиты православия. Кирилл обнародовал послание «К отшельникам», где, не называя Нестория, осуждал его мнение, а затем отправил увещательное послание и к самому Несторию, который со своей стороны обратился к римскому папе Целестину с подробной защитой своего учения. Узнав об этом, Кирилл, находившийся в разрыве с римским епископом из-за дяди и предшественника своего Феофила, поспешил примириться с Римом и послать папе опровержение ереси Нестория, который и был осужден на местном римском соборе. Папа уполномочил Кирилла действовать и от его (папы) имени и потребовать у Нестория отречения от его заблуждения в десятидневный срок. Перед тем александрийский патриарх обнародовал свое второе послание к патриарху, содержавшее обширный богословский трактат о догмате воплощения, а после соглашения с Римом свел свой спор с Несторием к 12 положениям (анафематизмы), с которыми и отправил в Константинополь нескольких своих клириков. Друг Нестория, патриарх антиохийский Иоанн, советовал ему подчиниться. Патриарх торжественно объявил, что он готов одобрить именование «Богородица», поскольку рожденный от Девы человек Иисус был соединен с Богом-Словом; но он решительно восставал против анафематизм Кирилла и представил их опровержение по пунктам в особом сочинении, где, по недостатку богословских знаний, высказывал мимоходом мнения явно нехристианские, оттолкнувшие от него и прежних сторонников. Созванный императором (в 431) вселенский собор в Ефесе, после различных перипетий и осложнений, привел к окончательному осуждению Hестория, который вслед за тем был сослан сначала в монастырь Евпрепия, а затем в отдаленный египетский оазис Ибис, где через несколько лет и умер. На последователей его было воздвигнуто жестокое гонение, принудившее уцелевших бежать в Персию, где они долго пользовались особым покровительством государства.