Досье личности

Ценность: 3 (16)

Симпатия: 2,938 (16)

дата обновления - 2013-07-12

просмотров - 8

МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович

Имя латиницей: Mamardashvili Merab Konstantinovich

Пол: мужской

Дата рождения: 15.09.1930

Место рождения: Гори, Грузия

Дата смерти: 25.11.1990 Возраст (60)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Дева

По восточному: Лошадь

География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ГРУЗИЯ, КАВКАЗ, РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Anno: 1974

Мераб Константинович МАМАРДАШВИЛИ

российский и грузинский философ. Детство до начала войны провел в украинском городе Виннице, где проходил военную службу его отец. После начала войны семья была эвакуирована в Тбилиси. Поступил на философский факультет Московского государственного университета (МГУ), который окончил в 1954 г. В то время, несмотря на послевоенные трудности и сложную политико-идеологическую обстановку, в МГУ начинается подъем философского образования, который был связан с именами профессоров дореволюционной школы, таких как В. Ф. Асмус, А. Ф. Лосев, А. С. Ахманов, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, М. Л. Дынник, П. С. Попов, О. В. Трахтенберг. В начале 50-х гг. в Москве проходит ряд острых дискуссий по актуальным вопросам философии, во многом вызванных смертью И. В. Сталина. В этом «питательном бульоне» на философском факультете МГУ появляется ряд неформальных групп, сыгравших важную роль в развитии философской мысли в СССР, т. н. «группы гносеологов» (Э. В. Ильенков, В. И. Коровиков и др.) и Московского логического (позднее методологического) кружка (А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий и др.). Был одним из основателей Московского логического кружка. После окончания аспирантуры (1957) работал в редакции журнала «Вопросы философии», где публикуется его первая статья «Процессы анализа и синтеза». В 1961 г. был направлен в Прагу на работу в журнал «Проблемы мира и социализма» (1961-1966); об этом периоде своей жизни он рассказывает в одном из своих многочисленных интервью времен перестройки). Отказ в продлении командировки в Париж, отзывается в Москву и на многие годы становится невыездным. Работал в научно-исследовательских институтах Москвы, читает лекции на психологическом факультете МГУ, в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других городах – в Риге, Вильнюсе, Ростове-на-Дону по приглашению или рекомендации своих друзей. Фактически все эти лекции, или беседы, как он называл их, представляющие собой по большей части его магнитофонные записи, составляют основу его творческого наследия. В 1970 г. в Тбилиси защитил докторскую диссертацию, через два года ему присваивают звание профессора. В эти же годы по приглашению главного редактора журнала «Вопросы философии» И. Т. Фролова он занимает должность его заместителя (1968-1974). В 1980 г. он переехал в Грузию, где работал в Институте философии и читал лекции, в т. ч. о Прусте и феноменологии, в Университете Тбилиси. Никаких должностей и почетных званий в советской Грузии он не получил. Числился научным сотрудником в Институте общей и педагогической психологии, читал лекции и спецкурсы, в т. ч. по чьей-то личной инициативе, – в университете, в Союзе аспирантов Грузии, в Театральном институте. Его философствование принято называть «сократическим», имея в виду не только его диалогичность, но и то, что он не оставил после себя письменного наследия. В то же время он читал много лекций (в т. ч. о Р. Декарте, И. Канте, М. Прусте, сознании и др.) в различных университетах Советского Союза (Москва, Ростов-на-Дону, Тбилиси, Рига, Вильнюс) и за рубежом (Франция, Германия, США). При жизни его работы почти не публиковались «по идеологическим соображениям», во многом в этой связи он писал сравнительно мало. Его «живую» философию понять непросто. Сегодня она во многом предстает в посмертной «расшифровке» его идей, которые представлены в аудиозаписях лекций, в интервью для журналов и телевидения, в докладах на различных конференциях и круглых столах. Автор трудов: «Формы и содержание мышления» (1968), «Символ и сомнение» (совместно с А. М. Пятигорским, Иерусалим, 1982), «Классические и неклассические идеалы рациональности» (1984), «Как я понимаю философию» (1990), «Картезианские размышления» (издано 1993). В 2001 г. философу поставили памятник в Тбилиси. Официально портрет-памятник был заказан Правительством Грузии. Фактически это дар Грузии в память о друге от скульптора Эрнста Неизвестного. Открытие памятника вызвало идеологически мотивированные уличные столкновения.

Медиа (1)

Мераб Константинович МАМАРДАШВИЛИ в фотографиях:

Связи (17)
Источники (11)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх