русский художник, создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х), особо прославляем с конца ХV в. («Отвещание...» Иосифа Волоцкого); в ХVI в. его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551). Первое упоминание о нем – в 1405 г.: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором из Городца. Был назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим. По позднему источнику – «Сказанию о святых иконописцах» (ХVII) известно, что он жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском. Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе – в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 г., по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний (ХII) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила. В 1420-х гг. по свидетельству «Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» – источников 1430-1450-х гг. – оба мастера расписывают церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-1424 гг. Со временем Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу – роспись церкви Спаса (около 1426-1427), законченную около 1428 г. Умер 29 января 1430 г. в Андрониковом монастыре. Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками – 1411 г. и 1425-1427 гг. – более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублеву, а ученикам – членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря). Андрею Рублеву приписывают также следующие произведения, о которых нет исторических свидетельств: некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, начало ХV в.; две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон, начала ХV в.; икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, ок. 1408 г. (сейчас в музее Владимира); три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона из праздничного ряда («Вознесение») из иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408 г.; фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме; фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода, 1415-1420 гг., с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского; несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна из его Праздничного ряда («Крещение»), ок. 1428 г.; маленькая иконка «Спас в силах» начала ХV в. (Государственная Третьяковская галерея). Несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно считать только миниатюры евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону «Богоматерь «Умиление» из Владимира, а также – с известной долей допустимости – фрески в Успенском соборе на Городке. Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства ХIV в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы ХIV в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи ХII – начала ХIII вв. Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. 1400 г. и первой трети ХV в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица – русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора), иногда – высокое вдохновение и излучающуюся силу (апостолы Петр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же). Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы, воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублева столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети ХV в. При этом некоторые черты классической системы Андрей Рублев как будто специально приглушает: округлость формы не подчеркивается, иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными, – как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у Андрея Рублева перевоплощенной, одухотворенной Божественными энергиями. Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского круга: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам невесомость; замкнутые параболические линии, сосредотачивающие мысль и настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям хрупкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим, и др. Однако эти общевизантийские черты стиля раннего ХV в. Андрей Рублев видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублев сообщает черты, характерные для русского искусства конца ХIV – начала ХV вв. Истоки присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия – в духовной ситуации позднего ХIV в., при Сергии Радонежском, и раннего ХV в., при его учениках. Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для искусства всего христианского мира первой половины ХV в. – Византии (фрески Пантанассы в Мистре, ок. 1428), Сербии (фрески Манасии до 1418 и Каленича ок. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь Яна Ван Эйка, 1432; создания Фра Беато Анджелико). Творчество Андрея Рублева определило в ХV в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.
Досье личности
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
Имя латиницей: Andrej Rublev
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.1360
Дата смерти: 29.01.1430 Возраст (70)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Крыса
География: ДРЕВНЯЯ РУСЬ, РОССИЯ.
Ключевые слова: живопись, искусство, религия, художник, чума.
Anno: 1408
РУБЛЕВ АНДРЕЙ
РУБЛЕВ АНДРЕЙ в фотографиях:
- АЛЕКСЕЕВ Иван Викторович (1895 - 1964)
- АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902 - 1986)
- АМВРОСИЙ (ювелир) (1430 - 1494)
- ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ (1360 - 1430)
- ДИОНИСИЙ (художник) (1440 - 1505)
- ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (1439 - 1515)
- ПРОХОР С ГОРОДЦА (1370 - 1420)
- СОЛОНИЦЫН Анатолий Алексеевич (1934 - 1982)
- ФЕОФАН ГРЕК (1340 - 1405)
- ФИЛОФЕЙ (патриарх Константинопольский) (1300 - 1379)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org