константинопольский патриарх, занимавший престол дважды: ноябрь 1353-1354 и с 1364-1376 гг., почитаемый в Православии в лике святителей и преподобных. Редактор литургии и Учительного Евангелия. Автор многочисленных сочинений, в т. ч., житий, богословско-полемических произведений, диатаксисов, молитв и гимнов. Согласно результатам исследований Г. М. Прохорова именно его гимны звучали перед Куликовской битвой, а затем, возможно, вдохновляли воинов Владимира Храброго и Дмитрия Донского и наводили ужас на их противников во время самого сражения. Их, можно думать, судя по летописным данным, пели и пятнадцать лет спустя, когда к Москве приближался Тамерлан и чудесным образом ушел прочь.
Читавшиеся перед иконами и фресками во времена набегов иноверцев, княжеских междоусобиц, болезней, голода, засух, пожаров, при эпидемиях, «в общих напастех» и в дни целого ряда праздников и в будни – соборно, в храме, и в домах переводы гимнов и молитв патриарха Филофея являлись для русских литературно-музыкальным дополнением живописи Феофана Грека, Андрея Рублева, их учеников. Поэзия патриарха, вместе с родственной ей живописью Феофана Грека, легла, таким образом, в основание культуры допетровской Руси. Филофей окончательно оформил современный исихазм, став официальным автором (возможно, составленного все же с участием Паламы) подписанного, в т. ч., легатом римского папы компромиссного Томоса 1351 г., в котором учитывались возражения митрополита Феогноста и Русской церкви и не столь категорически, как в сочинениях Паламы и паламитов, отрицалась точка зрения Фомы Аквинского о тождестве сущности и энергий Бога (отрицалось только утверждение Фомы Аквината об их полном тождестве), а также канонизировав Паламу в 1368 г. и составив в его честь службу, с намерением включить ее в богослужебные книги в качестве литургии, совершаемой во второе воскресенье великого поста. Ранее он осудил вариант антипаламизма в лице последователя Фомы Аквинского Прохора Кидониса, опубликовал несколько трактатов в защиту учения Паламы.