ГРЕК ФЕОФАН
русский живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей в церквах в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия). На Руси расписал Спаса на Ильине церковь в Новгороде (1378), вместе с Симеоном Черным – церковь Рождества богоматери (1395), Архангельский собор (1399), вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца – Благовещенский собор (1405) – все в Московском Кремле. Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде и, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Ему приписывают иконы деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле – «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», а также «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» (с помощниками). Следы его поправок сохранились на ликах архангела Михаила и Василия Великого на иконах того же чина. По его прорисям, а некоторые и по его непосредственному рисунку, исполнены иконы праздничного чина того же собора. Его мастерской (по мнению ряда исследователей – и ему самому) приписываются иконы «Богоматери Донской» с «Успением» на обороте (1380 или 1392), «Четырехчастная» и «Преображение» – из Переславля-Залесского (все в Третьяковской галерее) и инициалы рукописи «Евангелия Кошки» (1392). Для его произведений характерны одухотворенная патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приемов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерством пластической лепки и четким конструктивным рисунком. Его творчество и личность были высоко оценены в Древней Руси, где его называли «философом». Созданная им в Москве мастерская стимулировала деятельность местных живописцев, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль.