Досье личности

Ценность: 3,278 (18)

Симпатия: 2,882 (17)

дата обновления - 2016-12-12

просмотров - 11

ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович

Имя латиницей: Zavadskij Yurij Aleksandrovich

Пол: мужской

Дата рождения: 12.07.1894

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 05.04.1977 Возраст (82)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Рак

По восточному: Лошадь

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: артист, искусство, педагог, режиссер, театр.

Anno: 1940

ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович

российский режиссер, актер, педагог, театральный деятель, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). В 1915 г. поступил в театральную Студию Е. Б. Вахтангова (Мансуровскую). В 1920-1924 гг. актер, режиссер, художник Третьей Студии МХАТ, в 1924-1931 гг. актер МХАТ. В 1924 г. основал студию, реорганизованную в 1927 г. в Театр-студию под руководством Завадского. В 1932-1935 гг. художественный руководитель Центрального театра Красной Армии, в 1936-1940 гг. – Драматического театра им. Горького в Ростове-на-Дону. С 1940 г. режиссер, с 1941 г. художественный руководитель (позднее главный режиссер) Театра им. Моссовета. Под непосредственным руководством Е. Б. Вахтангова и К. С. Станиславского прошел школу режиссуры и актерского мастерства. Создавая первые роли (Антоний – «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, Калаф – «Принцесса Турандот» К. Гоцци), воспринял от Е. Б. Вахтангова вкус к блестящей театральной форме, праздничности, карнавальности сценического представления, к импровизационности и пластическому изяществу игры. Работа под руководством К. С. Станиславского в МХАТ над ролями Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), графа Альмавивы («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Трубецкого («Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля) открыла перед ним неисчерпаемые возможности психологического анализа человеческих характеров, выявила склонность к глубокому и тонкому пониманию душевной жизни человека. Дар постановщика-художника сочетался у него с широкой программой режиссера-педагога, стремившегося к созданию своей актерской школы. Его волновала идея синтеза в современном искусстве. Два направления творческих исканий характеризовали его режиссуру в Театре им. Моссовета. Первое выразило себя в цикле героико-лирических, психологических постановок: «Машенька» А. Н. Афиногенова (1941), «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре (1944), «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (1946), «Битва в пути» Г. Е. Николаевой (1958) и др. Второе направление – последовательное освоение разнообразных модификаций комедийного жанра: от блестящих, искрометных народных комедий К. Гольдони («Трактирщица», 1940; «Забавный случай», 1942), У. Шекспира («Виндзорские насмешницы», 1957) к комедиям Островского и т. д. На скрещивании двух этих направлений формировалось новаторское понимание природы театральности. От героико-лирических постановок органично вел путь к психологической трагедии («Нашествие» Л. М. Леонова, 1943), романтической философской трагедии («Отелло» У. Шекспира, 1944; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1952 и 1964), к трагипророческому балагану («Петербургские сновидения» по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, 1969). Дважды возвращался к «Шторму» В. Н. Билль-Белоцерковского (1951 и 1967), открывая новые возможности современного звучания пьесы. «Петербургские сновидения» стали творческим его завещанием. Сформировал актерскую школу, представленную несколькими поколениями исполнителей: В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, О. Н. Абдулов, Р. Я. Плятт, М. Б. Терехова, Г. Л. Бортников, А. С. Леньков, А. М. Адоскин, А. И. Баранцев и др. Среди его учеников режиссеры И. С. Анисимова-Вульф, А. Л. Шапс, Б. Е. Щедрин, М. З. Левитин, А. В. Бородин и др., а также Ежи Гротовский (Польша), Сюй Сяочжун (КНР), Алехандра Гутьерес (Мексика), Фауз Эль Саджер (Сирия) и др. Ставил спектакли за границей. Автор книг и статей по теории и технологии театрального искусства. С 1940 г. преподавал в ГИТИСе, профессор (1947), в 1954-1958 гг. художественный руководитель. Государственная премия СССР (1946, 1951), Ленинская премия (1965).

Медиа (2)

ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович в фотографиях:

Связи (53)
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх