российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель театра им. Вахтангова. Вырос в семье армянского фабриканта. Еще в юности отказался от коммерческой карьеры и наследства отца, занявшись театральным любительством. В 1903-1909 гг. учился на естественном, затем на юридическом факультетах Московского университета. В 1906 г. организовал драматический кружок студентов университета. В 1909-1911 гг. – ученик школы драмы А. И. Адашева, где преподавали В. В. Лужский, В. И. Качалов и Л. А. Сулержицкий, оказавший воздействие на ранние театральные взгляды Вахтангова. По окончании школы зачислен в МХТ, вел экспериментальные занятия по «системе Станиславского» с группой театральной молодежи, составившей ядро 1-й Студии МХТ (1912, открыта в 1913, с 1924 г. – МХАТ второй). Как педагог разделял эстетическую и этическую программу директора Студии Сулержицкого: цель искусства – нравственное совершенствование общества, студия – община единомышленников, актерская игра – правда переживаний, спектакль – проповедь добра и красоты. Как режиссер предпочитал резкие контрасты добра и зла в построении спектакля и стиле актерского исполнения: «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера (1915). В «Росмерсхольме» Г. Ибсена (1918, 1-я студия) на противопоставлении аскетической формы и напряженной внутренней жизни актеров раскрывалась главная тема спектакля. В «Чуде Святого Антония» М. Метерлинка (первый вариант, 1918) возобладала традиция Сулержицкого: человечность, юмор, мягкая ирония. Одновременно с МХТ и его студией Вахтангов вел педагогическую работу в ряде московских театральных школ и любительских кружках. Особое место в его творческой судьбе принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской» – по названию переулка, где она находилась), с членами которой он в 1913 г. начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева (с 1917 г. – Московская Драматическая студия под руководством Е. Б. Вахтангова, с 1920 г. – 3-я студия МХТ; с 1926 г. – Театр им. Е. Вахтангова). Яркой театральностью и предельным сгущением сатирических красок отмечен второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921). В чеховской «Свадьбе» (1920) – паноптикум мещанства. В «Эрике ХIV» А. Стриндберга (1921, 1-я студия) воплотил трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда властитель (в трактовке Вахтангова и исполнении М. А. Чехова) полон добра и благородства. Наибольшей силы достиг трагедийный конфликт в поэме торжествующей любви «Гадибуке» С. Анского (студия «Габима»). Свойственное натуре и творчеству Вахтангова гармоническое начало («веселый Мейерхольд», говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось в искрящемся спектакле режиссера – «Принцессе Турандот» по К. Гоцци (1922). Значительно превзойдя первоначальное режиссерское задание, он стал классикой театра, произвел «сильный сдвиг» (Немирович-Данченко) в искусстве русской сцены. Премьера спектакля состоялась, когда Вахтангов был уже смертельно болен. Его творческая деятельность оборвалась, возможно, в высшей своей точке. Среди учеников Вахтангова – Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский и др.
Досье личности
ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович
Имя латиницей: Vakhtangov Evgenij Bagrationovich
Пол: мужской
Дата рождения: 13.02.1883
Место рождения: Владикавказ, Россия
Дата смерти: 29.05.1922 Возраст (39)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Коза
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.
Ключевые слова: артист, искусство, основатель, педагог, рак, режиссер, театр.
Anno: 1913
Евгений Багратионович ВАХТАНГОВ
Евгений Багратионович ВАХТАНГОВ в фотографиях:
- АДАШЕВ Александр Иванович (1871 - 1934)
- АКИМОВ Николай Павлович (1901 - 1968)
- АКСЕНОВ Всеволод Николаевич (1895 - 1960)
- АЛЕКСЕЕВА Елизавета Георгиевна (1901 - 1972)
- БАСОВ Осип Николаевич (1892 - 1934)
- БЕРГЕР Ханс (1873 - 1941)
- ГАУПТМАН Герхарт (1862 - 1946)
- ГЛАЗНИЕК Освальд (1891 - 1947)
- ГОЦЦИ Карло (1720 - 1806)
- ГРИЦЕНКО Николай Олимпиевич (1912 - 1979)
- ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович (1894 - 1977)
- ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (1881 - 1972)
- ЗАХАВА Борис Евгеньевич (1896 - 1976)
- ЗБРУЕВ Александр Викторович (1938 - )
- ИБСЕН Генрик (1828 - 1906)
- ИВАНОВ Владислав Васильевич (1948 - )
- КАВЕРИН Федор Николаевич (1897 - 1957)
- КАЧАЛОВ Василий Иванович (1875 - 1948)
- КОТЛУБАЙ Ксения Ивановна (1890 - 1931)
- КУЗА Василий Васильевич (1902 - 1941)
- ЛИТВАК Анатоль (1902 - 1974)
- ЛУЖСКИЙ Василий Васильевич (1869 - 1931)
- ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875 - 1933)
- ЛЬВОВА Вера Константиновна (1898 - 1985) (Евгений ВАХТАНГОВ - учитель Веры ЛЬВОВОЙ)
- МАКСИМОВА Вера Анатольевна (1936 - 2016)
- МАНСУРОВА Цицелия Львовна (1897 - 1976)
- МЕТЕРЛИНК Морис (1862 - 1949)
- НИВИНСКИЙ Игнатий Игнатьевич (1881 - 1933)
- ОСОРГИН Михаил Андреевич (1878 - 1942)
- ПАШКОВА Галина Алексеевна (1916 - 2002)
- ПОПОВ Алексей Дмитриевич (1892 - 1961)
- СИМОНОВ Рубен Николаевич (1899 - 1968)
- СТРИНДБЕРГ Август Юхан (1849 - 1912)
- СУЛЕРЖИЦКИЙ Леопольд Антонович (1872 - 1916)
- ТЕМЕРИН Алексей Алексеевич (1889 - 1977)
- ТОЛЧАНОВ Иосиф Моисеевич (1891 - 1981) (Иосиф ТОЛЧАНОВ - ученик Евгения ВАХТАНГОВА)
- ХМАРА Григорий Михайлович (1893 - 1970)
- ЧЕХОВ Михаил Александрович (1891 - 1955)
- ЩУКИН Борис Васильевич (1894 - 1939)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- www.britannica.com