российский кинорежиссер, народный артист СССР (1981). В 1953 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма и С. И. Юткевича). С 1952 г. он работал ассистентом, а затем вторым режиссером на Киевской киностудии. В 1955 г. перешел на киностудию «Мосфильм», где в 1956 г. поставил свой первый самостоятельный фильм «Сорок первый» (1956, специальная премия на Каннском кинофестивале, 1957), ставшего знаковым произведением советского кинематографа в период оттепели. Обратившись к рассказу Б. А. Лавренева на историко-революционную тему, он усилил романтический, а главное – чувственный, страстный порыв, охвативший мужчину и женщину, которые оказались по разные стороны классовых баррикад. Появление остродраматической, психологически нюансированной картины об обреченной любви с разлитой в воздухе атмосферой непреодолимого влечения главных героев друг к другу оказалось подлинным откровением, а актеры О. А. Стриженов и И. В. Извицкая стали своеобразными секс-символами эпохи 1950-х гг. Триумфально прошла по экранам мира и следующая его лента «Баллада о солдате» (1959, сценарий совместно с В. И. Ежовым; две премии на Каннском кинофестивале; номинация за сценарий на «Оскар»; Ленинская премия, 1961), поразившая современников художественной цельностью и внутренней гармонией, сочетанием эпической широты и с глубоким проникновением в психологию отдельного человека. Главный герой фильма Алеша Скворцов в исполнении В. С. Ивашова стал символом русского солдата периода Великой Отечественной войны. Блестящие роли в фильме сыграли Е. Я. Урбанский и Ж. Т. Прохоренко. Следующая картина мастера «Чистое небо» (1961, главная премия Московского кинофестиваля) была посвящена осмыслению сталинского периода в истории страны. История советского летчика, «сталинского сокола» (Е. Я. Урбанский), пережившего немецкий плен, унижения партийных чинуш и остающегося слепо верящим коммунистом, потенциально могла стать основой для подлинного откровения. В картине был собран блистательный актерский ансамбль, прекрасно сыграли свои роли Е. Я. Урбанский, Н. И. Дробышева, О. П. Табаков. Но в этой картине талант режиссера уперся в рамки социалистического реализма и не смог перешагнуть их. Отсюда и фальшь финала, и чрезмерное нагнетание эмоций, которые не позволили этой неординарной картине подняться на уровень предыдущих работ режиссера. Как истинный художник он не мог себе позволить заниматься самоповторами. Он предпочитает помолчать, взять творческую паузу, но ни в коем случае не эксплуатировать прежние находки. Его обращения к лирико-бытовому кинематографу («Жили-были старик со старухой», 1965), а потом к художественно-документальному кино («Память», 1969) вылились в добротные работы, но не стали открытиями. С годами его творческие паузы становятся все продолжительнее. Следующая работа мастера – фильм «Трясина» (сценарий Г. Н. Чухрая и В. И. Мережко) – появилась только в 1978 г. Однако картина о матери (в исполнении Н. В. Мордюковой), которая ради спасения сына от фронта обрекает его на нравственную и гражданскую смерть, несмотря на всю плодотворность замысла, не вызвала к себе общественного интереса. А совместная советско-итальянская политическая постановка «Жизнь прекрасна» (1980, сценарий совместно с А. Каменито) с участием итальянской кинозвезды Орнеллы Мути, стала и вовсе проходной работой. После этого он перестал снимать кинофильмы. Исключением стало завершение проекта Ю. А. Швырева «Я научу вас мечтать...» (1985), посвященного памяти режиссера М. С. Донского. Творческий простой мастера отчасти компенсировался общественной, административной и преподавательской деятельностью. Именно его твердость в качестве председателя жюри Московского кинофестиваля 1963 г. позволила наградить главным призом шедевр Федерико Феллини «Восемь с половиной». В 1965-1975 гг. был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм», а в 1966-1971 гг. преподавал в режиссерской мастерской ВГИКа (среди его учеников Рустам Хамдамов, Ираклий Квирикадзе). С 1965 г. был бессменным секретарем Союза кинематографистов СССР. Его сын П. Г. Чухрай, российский кинорежиссер.
Досье личности
ЧУХРАЙ Григорий Наумович
Имя латиницей: Chuhraj Grigorij Naumovich
Пол: мужской
Дата рождения: 23.05.1921
Место рождения: Мелитополь, Украина
Дата смерти: 28.10.2001 Возраст (80)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Близнецы
По восточному: Петух
Ключевые слова: искусство, канн, кино, режиссер.
Anno: 1956
Григорий Наумович ЧУХРАЙ
Григорий Наумович ЧУХРАЙ в фотографиях:
- БОРОДИН Алексей Владимирович (1942 - )
- ДЖАННИНИ Джанкарло (1942 - )
- ДОНСКОЙ Марк Семенович (1901 - 1981)
- ДРОБЫШЕВА Нина Ивановна (1939 - )
- ЕЖОВ Валентин Иванович (1921 - 2004)
- ИВАШОВ Владимир Сергеевич (1939 - 1995)
- ИЗВИЦКАЯ Изольда Васильевна (1932 - 1971)
- ЛАВРЕНЕВ Борис Андреевич (1891 - 1959)
- МЕРЕЖКО Виктор Иванович (1937 - 2022)
- МИХАЙЛОВ Александр Николаевич (1961 - )
- МОРДЮКОВА Нонна Викторовна (1925 - 2008)
- МУТИ Орнелла (1955 - )
- ПОЛУЯНОВ Сергей Сергеевич (1924 - 1983)
- ПРОХОРЕНКО Жанна Трофимовна (1940 - 2011)
- РОММ Михаил Ильич (1901 - 1971)
- СТРИЖЕНОВ Олег Александрович (1929 - )
- ТАБАКОВ Олег Павлович (1935 - 2018)
- УРБАНСКИЙ Евгений Яковлевич (1932 - 1965)
- ФЕЛЛИНИ Федерико (1920 - 1993)
- ЧУХРАЙ Павел Григорьевич (1941 - )
- ЧХАИДЗЕ Иосиф Калистратович (1937 - 1992)
- ШВЫРЕВ Юрий Афанасьевич (1932 - 2013)
- ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович (1904 - 1985)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- www.kino-teatr.ru
- www.eleven.co.il
- 2000.novayagazeta.ru