итальянский кинорежиссер, классик неореализма и авторского кино. Для стиля Феллини характерны масштабность образов, мифологический подтекст. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в его творчестве эмоциональный художественный сплав. Провел детские и отроческие годы в приморском Римини на Адриатике, которому впоследствии посвятил проникновенные кадры и строки. По окончании школы работал в 1937-1939 гг. во Флоренции художником комиксов. Переехав весной 1939 г. в Рим, становится сотрудником журнала «Марк Аврелий», где ведет постоянные рубрики, публикуя в нем свои иллюстрированные юмористические рассказы. Там же сводит знакомство с режиссером Стено, благодаря которому и при посредничестве актера Альдо Фабрици с 1939 г. пробует свои силы в кино. Участвует в написании сценариев ряда комедийных фильмов, позднее выступает уже как соавтор-кинодраматург. Осенью 1943 г. женился на актрисе Джульетте Мазине (исполнительнице роли Паллины на радио в написанных им скетчах), брак с которой вылился в полувековое творческое сотрудничество. Знакомство с «отцом неореализма» Роберто Росселлини значительно повлияло на мировоззрение и будущее творчество Феллини, который все первые послевоенные годы выступал соавтором его неореалистических фильмов и как драматург сотрудничал с другими режиссерами неореализма. В 1950 г. совместно с Альберто Латтуадой поставил свой первый фильм «Огни варьете» – ту самую половину, что будет позднее отыграна в названии его знаменитого фильма «8 1/2», а следом по сценарию Микеланджело Антониони, синхронно с которым самостоятельно дебютировал в игровом кино, – комедию «Белый шейх» (1952). Затем снял оригинальный, навеянный автобиографическими мотивами фильм «Маменькины сынки» (1953), групповой портрет молодого поколения провинциалов, для которых война и движение Сопротивления, как и героический пафос неореализма, уже не имели мировоззренческого значения. Фильм «Дорога» (1954), универсальная притча с углубленными психологическими характеристиками героев, принесшая мировую славу автору и сыгравшей в нем главную роль Дж. Мазине, впрямую определил идейно-художественный отрыв Феллини и нового национального кино от неореализма. Последующие фильмы «Мошенничество» (1955) и «Ночи Кабирии» (1957, опять с Дж. Мазиной в главной роли) уже своим выбором героев-маргиналов этот отрыв упрочили. Ставшая явлением общественного характера «Сладкая жизнь» (1960), которой Феллини отреагировал на «эпоху экономического чуда» в Италии, воплотила в себе несвойственный ему социологизм, уравновешенный лирическим «альтер эго» автора в лице героя Марчелло Мастроянни. Фильм стал вехой в развитии национального кино. Авторский шедевр «Восемь с половиной» (1963) с явными автобиографическими аллюзиями, связанными с образом кинорежиссера в исполнении того же Мастроянни, перевел внешне событийный ряд, характерный для «Сладкой жизни», внутрь, в глубинные слои, чем решительно обновил киноязык и повлиял на несколько поколений кинематографистов. После затяжного кризиса середины 1960-х гг. («Джульетта и духи», 1964) в конце десятилетия снимает для американского телевидения фильм «Феллини – блокнот режиссера» (1969), а следом – автобиографическую трилогию «Клоуны» (телефильм, 1970), «Рим» (1972), «Амаркорд» (1973), обновив ими собственную киноэстетику. Личностную мифологизированную трактовку античности и истории XVIII в. представляли его ленты «Сатирикон Феллини» (1969) и «Казанова Федерико Феллини» (1976). Емкая философская притча «Репетиция оркестра» (1978) возродила было универсальную, новаторскую манеру режиссера. Последнее десятилетие творчества при всем разнообразии снятых фильмов – саркастический антифеминистский памфлет «Город женщин» (1980), ностальгические вариации на темы модерна как «большого стиля» в ленте «И корабль плывет» (1983), антителевизионный шарж «Джинджер и Фред» (1985), попурри на собственные кинематографические темы «Интервью» (1987) и поэтическая аллегория «Голос луны» (1990) – прошло под знаком феллиниевского академизма, общепризнанного во всем мире.
Досье личности
ФЕЛЛИНИ Федерико
Имя латиницей: Fellini Federico
Пол: мужской
Дата рождения: 20.01.1920
Место рождения: Римини, Италия
Дата смерти: 31.10.1993 Возраст (73)
Место смерти: Рим, Италия
Знак зодиака: Козерог
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ЕВРОПА, ИТАЛИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: журналист, инсульт, искусство, кино, ЛИЧНОСТИ журнал, режиссер, реформатор.
Anno: 1950
Федерико ФЕЛЛИНИ
Федерико ФЕЛЛИНИ в фотографиях:
- АНТОНИОНИ Микеланджело (1912 - 2007)
- БАУШ Пина (1940 - 2009)
- БАЧЕЛИС Татьяна Израилевна (1918 - 1999)
- БОЗЕ Лючия (1931 - )
- БРЕЙЯ Катрин (1948 - )
- БУРЯК Зоя Юрьевна (1966 - )
- ВОРОБЬЕВ Владимир Егорович (1937 - 1999)
- ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (1930 - 2017)
- ГУЭРРА Тонино (1920 - 2012)
- ДЕ ЛАУРЕНТИС Дино (1919 - 2010)
- ДЖУНА (1949 - 2015)
- ДЗАНДЗОТТО Андреа (1921 - 2011)
- КАЗАНОВА Джакомо Джироламо (1725 - 1798)
- КАРДИНАЛЕ Клаудия (1938 - )
- КНЯЗЕВ Андрей Андреевич (1932 - 2003)
- ЛАТТУАДА Альберто (1914 - 2005)
- МАЗИНА Джульетта (1920 - 1994)
- МАРТЕЛЛИ Отелло (1902 - 2000)
- МАСТРОЯННИ Марчелло (1924 - 1996) (Марчелло МАСТРОЯННИ работал с Федерико ФЕЛЛИНИ)
- ПОНТИ Карло (1913 - 2006)
- РОССЕЛЛИНИ Роберто (1906 - 1977)
- РОТА Нино (1911 - 1979)
- РОТУННО Джузеппе (1923 - )
- САЗЕРЛЕНД Дональд (1935 - )
- СКОЛА Этторе (1931 - 2016)
- СТЕНО (1915 - 1988)
- ФАБРИЦИ Альдо (1897 - 1990)
- ФАБРИЦИ Франко (1926 - 1995)
- ЧЕЛЕНТАНО Адриано (1938 - )
- ЧУХРАЙ Григорий Наумович (1921 - 2001)
- ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович (1920 - 2000)
- ЭКБЕРГ Анита (1931 - 2015)
- ЭМЕ Анук (1932 - )
- ЭТЕКС Пьер (1928 - 2016)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №19 (2009)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- diletant.media
- styleinsider.com.ua
- lib.ru
- www.federico-fellini.ru
- invertedtree.ucoz.ru
- chtoby-pomnili.com