Досье личности

Ценность: 1,692 (13)

Симпатия: 1,417 (12)

дата обновления - 2014-12-19

просмотров - 6

ДОНСКОЙ Марк Семенович

Имя латиницей: Donskoj Mark Semenovich

Пол: мужской

Дата рождения: 06.03.1901

Место рождения: Одесса, Украина

Дата смерти: 21.03.1981 Возраст (80)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Рыбы

По восточному: Бык

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: драматург, искусство, кино, режиссер.

Anno: 1934

Марк Семенович ДОНСКОЙ

российский режиссер и драматург кино, народный артист СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1971). В 1921-1925 гг. учился на правовом отделении Симферопольского университета, одновременно работая в следственных органах, Верховном суде Украины, коллегии защитников. В эти годы увлекся литературным творчеством, написал несколько книг рассказов. В кино пришел в 1926 г., работал помощником режиссера на Третьей Московской кинофабрике, ассистентом по монтажу в Белгоскино. Вместе с М. А. Авербахом поставил фильмы «В большом городе» (1928) и «Цена человека» (1929), в духе своего времени направленные на борьбу против мещанского влияния нэпа на молодежь. Затем самостоятельно снял несколько лент — «Пижон» (1929), «Чужой берег» (1930), «Огонь» (1931). Но внимание к себе он привлек картиной «Песня о счастье» (1934, с В. Г. Легошиным) о талантливой марийской молодежи, лишь при Советской власти получившей возможность заниматься творческим трудом. В этой картине он обнаружил свое умение романтически и поэтически приподнимать обыденные истории, приобрел репутацию специалиста по съемкам фильмов из жизни национальных окраин. Эту репутацию он подтвердил позднее в фильмах «Романтики» (1941, соавтор сценария Т. З. Семушкин) и «Алитет уходит в горы» (1950, по роману Семушкина). В предвоенные годы создает трилогию по автобиографическим произведениям М. Горького: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) — за оба фильма Сталинская премия (1941) и «Мои университеты» (1940). Эти фильмы увековечили имя Донского в истории мирового кинематографа. В трилогии были воплощены самобытные человеческие характеры, поэтическое начало сочеталось с колоритными бытовыми сценами, тонкими жизненными наблюдениями. Итальянские неореалисты почитали его как своего предшественника и считали, что именно у него учились поэтизации обыденной жизни, внезапным переходам от бытописательства к высотам романтического восприятия действительности. В годы Великой Отечественной войны снимал переполненные эмоциями фильмы «Как закалялась сталь» (1942, по Н. А. Островскому), «Радуга» (1944, по повести В. Л. Василевской, премия Национального совета кинообозревателей в США; Сталинская премия, 1946) и «Непокоренные» (1945, по повести Б. Л. Горбатова, премия на Венецианского кинофестиваля, 1946). Эти фильмы укрепили его репутацию как выдающегося кинорежиссера, но в большей степени за рубежом, нежели на родине. Наибольшего прокатного успеха в СССР он добился лентой «Сельская учительница» (1947; Сталинская премия, 1948), посвященный подвижническому труду русского интеллигента в деревне (в главной роли Вера Марецкая). В 1950-е гг. он возвращается к прозе Горького, создав версию «Матери» (1956) и драму «Фома Гордеев» (1959; премия Локарнского кинофестиваля, 1960). Подлинным откровением стала экранизация рассказа М. М. Коцюбинского — «Дорогой ценой» (1958), где был показан образный мир гуцульских крестьян, богатый поэтическими легендами, проникнутый сгущенной метафоричностью. Совершенно неоцененная на родине, эта картина под названием «Лошадь, которая плачет» с восторгом была принята на Западе. Многие годы режиссер вынашивал замысел фильма о судьбе певца Ф. Шаляпина, но этот проект не был осуществлен. В 1960-е гг. он внес свой вклад в кинолениниану, поставив по повестям З. И. Воскресенской фильмы о матери Ленина, Марии Александровне Ульяновой, — «Сердце матери» (1966; Государственная премия, 1968) и «Верность матери» (1967). Эти фильмы отличает сдержанность чувств и политических акцентов. В 1973 г. экранизировал историю знакомства и женитьбы В. И. Ленина и Н. К. Крупской в фильме «Надежда». Но эта картина, как и последняя лента режиссера «Супруги Орловы» (1978, по ранним рассказам Горького) не снискали успеха. Его творчеству был посвящен фильм Ю. А. Швырева и Г. Н. Чухрая «Я научу вас мечтать...» (1985).

Медиа (0)
Связи (23)
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх