французский художник, представитель академизма. Прославился картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока. Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 г. в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844 г., отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры. Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 г. картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). За нею последовали: «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848) и «Греческий лупанар» (1851) – сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность. Подобная же двусмысленная картина художники появилась в салоне 1853 г. под невинным названием «Идиллия». Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев – группы т. н. «неогреков». Написанная им в 1855 г. картина «Век Августа», с фигурами в натуральную величину, может рассматриваться только как неудачная экскурсия в область исторической живописи в строгом смысле слова. Несравненно больший успех имели «Русские солдаты-песельники» – сцена, написанная по этюдам, сделанным во время поездки Жерома, в 1854 г., через Россию в Молдавию. Еще лучше его высоко драматическая «Дуэль после маскарада» (1857) и появившиеся после поездки художника на берега Нила «Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне» (1861). Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия», «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и др. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, он обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты, играющие в шахматы» (1867); порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Прием сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Начиная с 1870-х гг., творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX в. можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий; 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Во всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных им при неоднократном посещении Египта и Палестины; в то же время, в его картинах классической древности можно видеть не столько греков и римлян, сколько людей новейшего времени, француженок и французов, разыгрывающих пикантные сцены в античных костюмах и среди античных аксессуаров. Рисунок у Жерома – безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях; письмо – тщательное, не сухое; колорит – не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный; особенно мастерски владеет художник освещением. В последние десятилетия XIX в. он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 г. останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреон с Бахусом и Амуром».
Досье личности
ЖЕРОМ Жан Леон
Имя латиницей: Gerome Jean-Leon
Пол: мужской
Дата рождения: 11.05.1824
Место рождения: Везул, департамент Верхняя Сона, Франция
Дата смерти: 10.01.1904 Возраст (79)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Телец
По восточному: Обезьяна
Ключевые слова: живопись, искусство, скульптор, художник.
Anno: 1853
Жан Леон ЖЕРОМ
Жан Леон ЖЕРОМ в фотографиях:
- БУЛАНЖЕ Гюстав (1824 - 1888)
- ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842 - 1904)
- ВУДВИЛЬ Ричард Кейтон (1856 - 1927)
- ГАНДАРА Антонио де ла (1861 - 1917)
- ДАНЬЯН-БУВРЕ Паскаль Адольф Жан (1852 - 1929)
- ДЕЛАРОШ Поль (1797 - 1856)
- ДОУ Томас Милли (1848 - 1919)
- КОКС Кеньон (1856 - 1919)
- РАФАЭЛЛИ Жан-Франсуа (1850 - 1924)
- РЕДОН Одилон (1840 - 1916)
- РОЗЕН Ян Богумил (1854 - 1936)
- РОЛЛЬ Альфред Филипп (1846 - 1919)
- СТЮАРТ Юлиус Леблан (1855 - 1919)
- ХАЛИЛЬ ПАША (1857 - 1939)
- ХЛЕБОВСКИЙ Станислав (1835 - 1884)
- ЭДЕЛЬФЕЛЬТ Альберт (1854 - 1905)
- ЭЛЛЕ Поль Сезар (1859 - 1927)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- ИРЕЧЕК Константин
- КУЧАС Антанас Аполинаро
- КИРПИЧЕВ Михаил Викторович
- ЛАЗАРЕВИЧ Лаза
- ЛОД Уильям
- МУШЕНБРУК Иоганн Йоостен ван
- ЛЕЙНО Эйно
- ЛАРИОНОВ Леонид Федорович
- МИТРОХИН Лев Николаевич
- ПОЛКАНОВ Александр Алексеевич
- ПАВЛОВ Михаил Александрович
- ПЕРФИЛЬЕВ Афанасий Петрович
- РЮТИН Мартемьян Никитич
- РАВЕНСКИХ Борис Иванович
- РУ Эмиль Пьер Поль
- ФУСС Павел Николаевич
- ГОЛОВИН Николай Николаевич
- ОНОРЕ II (князь Монако)
- ЮГ I
- ВЕРОНА Гвидо
- БЛОМ Аугуст
- СТОКС Уильям
- КОВАЛЬ-САМБОРСКИЙ Иван Иванович
- АМОН д`АБИ Франсуа Жозеф
- МУР Бай Тамил
- ВРОНСКИЙ Сергей Алексеевич
- РАМОВШ Примош
- ШЕЛИГОВСКИЙ Тадеуш
- ГРУНЦ Джордж
- МИНИ Джордж
- ПОБЕДИНСКИЙ Николай Иванович
- ПОГРЕБОВ Николай Федорович
- ШАНО Жорж
- СУТЯГИН Александр Васильевич
- БАРДОВСКИЙ Петр Васильевич
- ЧЕКМЕНЕВ Сергей Андреевич
- БЕККЕР Альберт Эрнст Антон
- КЕЛЛЕР Герард
- НОСОВ Николай Александрович