российский литературный и балетный критик, теоретик искусства; один из зачинателей модернистской критики в России. Учился в житомирской гимназии и Петербургском университете, где окончил курс по юридическому факультету. Ведущий критик «Северного вестника» (1891-1898). В статьях (сборники «Русские критики», 1896; «Борьба за идеализм», 1900) – поиски новых эстетических ориентиров, переоценка наследия В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др. Его перу принадлежат книги «Леонардо да Винчи» (1900), «Ф. М. Достоевский» (1906), «Книга ликований. Азбука классического танца» (1925).
Книга "Леонардо да Винчи" заняла особое место в его творчестве. Интерес к Леонардо да Винчи пробудился у А.Л. Волынского во время совместной с Д.С. Мережковским поездки по Италии весной 1896 года. Для исследователя было важно, прежде всего, понимание изучаемой эпохи, мыслей и чувств исследуемой личности. В сочинении о Леонардо Волынский стремится очистить свидетельства о жизни этого итальянского мастера от позднейших наслоений, используя источники, вышедшие из-под пера либо самого художника, либо близких к нему по времени биографов. Изучая время и личность Леонардо да Винчи, автор использовал принцип познания прошлого путём психологического и литературно-критического исследования живой современности, в которой находил много родственного с идеями Ренессанса. Такой подход привёл его к сближению с символистами, которых он считал последователями многих идей Леонардо. А.Л. Волынский исследовал Италию город за городом, деревню за деревней, чтобы понять, какое воздействие оказывали внешние обстоятельства на умственное и духовное развитие титана Возрождения.
Книга "Леонардо да Винчи" получила высокую оценку русских и зарубежных искусствоведов: в 1908 году А.Л. Волынский был избран почётным гражданином Милана, а его имя присвоено комнате в библиотеке Леонардо, куда писатель передал свою коллекцию материалов о художнике.