Досье личности

Ценность: 5,094 (32)

Симпатия: 5,313 (32)

дата обновления - 2014-11-25

просмотров - 31

ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна

Имя латиницей: Vaganova Agrippina Yakovlevna

Пол: женский

Дата рождения: 06.07.1879

Место рождения: Петербург, Россия

Дата смерти: 05.11.1951 Возраст (72)

Место смерти: Ленинград, Россия

Знак зодиака: Рак

По восточному: Кот

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: балет, искусство, педагог, театр.

Anno: 1934

Агриппина Яковлевна ВАГАНОВА

российская артистка балета и педагог. Народная артистка РСФСР (1934). Родилась в семье капельдинера Мариинского театра. В 1897 г. окончила балетное отделение Петербургского театрального училища в 1897 г. (ученица Е. О. Вазем, Х. П. Иогансона, П. А. Гердта) и была принята в труппу Мариинского театра. Со временем научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами, лишенными певучести руками на свою технику. От критиков получила неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» (все – Л. Минкуса), в картине «Сон Раймонды» в «Раймонде» А. К. Глазунова, вариации Работы в «Коппелии» Л. Делиба называют «вагановскими». В ее репертуаре появились и крупные роли – Повелительницы дриад в «Дон Кихоте», Царицы вод в «Коньке-горбунке» Ц. Пуни. Отсутствие у балерины таланта драматической актрисы спровоцировало фиаско в главных партиях в балетах «Ручей» Л. Делиба (Наила), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (Одетта-Одиллия), «Конек-горбунок» (Царь-девица), «Жизель» А. Адана (Жизель), которые ей доверили незадолго до окончания исполнительской карьеры. В 1915 г. она получила звание балерины, в 1916 г. оставила сцену. Начала преподавательскую карьеру в годы революции – сначала в частной школе А. Л. Волынского, потом в качестве педагога и репетитора О. А. Спесивцевой, с 1921 г. – педагога Петроградской балетной школы (позже – Ленинградское хореографическое училище, с 1951 г. – им. А. Я. Вагановой, ныне – Академия русского балета им. А. Я. Вагановой). Педагогическая практика дала новое воплощение исполнительским принципам русской балетной школы. Она создала собственную методику, в которой синтезировала педагогические принципы итальянской школы, французской и русской школ, изложив ее в книге «Основы классического танца» (1934), которая выдержала пять переизданий в России и переведена на английский, французский, итальянский, немецкий и другие языки. В 1946 г. получила звание профессора. В 1920-50-х гг. все великие балерины Ленинградского театра оперы и балета, такие как М. Т. Семенова , Г. С. Уланова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, А. Я. Шелест, О. И. Моисеева, А. Е. Осипенко, И. А. Колпакова являлись ученицами Вагановой. В 1931-1937 гг. она – художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Осуществила постановки собственных версий спектаклей «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1933) и «Эсмеральда» Ц. Пуни (1935). Государственная премия СССР (1946).

Медиа (1)

Агриппина Яковлевна ВАГАНОВА в фотографиях:

Связи (33)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх