русский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Брат С. М. Третьякова. Получил хорошее домашнее образование. С детства поддерживал дружеские связи с семьей владельца карандашной фабрики Рубинштейна, чьи дети Антон Григорьевич и Николай Григорьевич впоследствии стали известными музыкальными деятелями. К концу 1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах между Ильинкой и Варваркой. После смерти отца дела вели мать и старшие сыновья. Сам Павел Михайлович в 14-15 лет был обязан постоянно находиться в лавках. После смерти матери он возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его. На базе нескольких фабрик в Костромской губернии было учреждено «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры» (1866), которым владела семья Третьяковых. В 1865 г. женился на двадцатилетней Вере Николаевне Мамонтовой, образованной девушке из известной купеческой семьи, музыкально одаренной и разделявшей увлечение мужа искусством. Брак был счастливым. На семейных приемах бывали многие известные люди того времени, выдающиеся писатели, музыканты. Из детей в живых остались дочери и умственно неполноценный сын Михаил. Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей. Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 г. он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы – «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею. Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в 1860 г. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь. В его собрание поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу. Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 г. Третьяков приобрел у Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880 г. Ему удалось собрать целую галерею этюдов А. А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 г. он приобрел у В. Д. Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов. Позднее он стал приобретать картины русских мастеров XVIII – первой половины XIX вв. и памятники древнерусской живописи. Для задуманного им Русского пантеона – портретной галереи знаменитых соотечественников – специально был заказан ряд портретов деятелей отечественной культуры ведущим мастерам – Н. В. Невреву, Н. Н. Ге, В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину и др. В 1890-е гг. у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности он приобрел 62 иконы. Тогда же, в 1890-е гг., было положено начало коллекции русской скульптуры. Еще в 1851 г. он поселился в Лаврушинском переулке. Здесь, в небольшом двухэтажном особняке, и возникла галерея. Первые картины размещались в кабинете владельца на первом этаже. В дальнейшем, по мере роста собрания, они стали украшать стены столовой, гостиной, спальни, детских комнат, лестничные пролеты. Все новые и новые поступления побудили владельца в 1872-1874 гг. сделать к особняку специальную пристройку. В 1882 г. за ней последовала вторая, в 1885 г. – третья, в 1892 г. – четвертая. На первых порах посетителей в музее было немного. Впрочем, так продолжалось недолго: в 1885 г. в залах галереи побывало уже около тридцати тысяч человек. В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С. М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы. По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней считали обязательным не только русские люди, но и многие иностранцы, от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе. В августе 1892 г. Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 г. состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, он по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. Немало времени и сил отдавал изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893 г. Погребен на Даниловском кладбище. В 1948 г. его прах перенесли на Новодевичье кладбище.
Досье личности
ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович
Имя латиницей: Tret`yakov Pavel Mikhajlovich
Пол: мужской
Дата рождения: 27.12.1832
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 16.12.1898 Возраст (65)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Козерог
По восточному: Дракон
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.
Ключевые слова: дело, ЛИЧНОСТИ журнал, меценат, торговля.
Anno: 1890
Павел Михайлович ТРЕТЬЯКОВ
- АФАНАСЬЕВ Алексей Федорович (1850 - 1920)
- БОРИСОВ Александр Алексеевич (1866 - 1934)
- ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848 - 1926)
- ГОРАВСКИЙ Аполлинарий Гиляриевич (1833 - 1900)
- ИВАНОВ Александр Андреевич (1806 - 1858)
- КАМИНСКИЙ Александр Степанович (1829 - 1897)
- КИБАЛЬНИКОВ Александр Павлович (1912 - 1987)
- КРАМСКАЯ Софья Ивановна (1867 - 1933)
- КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837 - 1887)
- ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860 - 1900)
- ОСТРОУХОВ Илья Семенович (1858 - 1929)
- ПЕРОВ Василий Григорьевич (1834 - 1882)
- ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844 - 1927)
- РАЗМАРИЦЫН Афанасий Прокопиевич (1844 - 1917)
- РЕПИН Илья Ефимович (1844 - 1930)
- РИЦЦОНИ Александр Антонович (1836 - 1902)
- СЕРОВ Валентин Александрович (1865 - 1911)
- СУРИКОВ Василий Иванович (1848 - 1916)
- ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович (купец) (1834 - 1892)
- ФЕДОРОВА Мария Алексеевна (1859 - 1934)
- ХУДЯКОВ Василий Григорьевич (1826 - 1871)
- ШАНКС Эмилия Яковлевна (1857 - 1936)
- ШИЛЬДЕР Николай Густавович (1828 - 1898)
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ РОССИИ» №3 (2008)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org