французский скульптор, основатель музея восковых фигур Мадам Тюссо в Лондоне.
Ее отец погиб в Семилетней войне незадолго до рождения девочки; после его смерти мать с детьми переехала в Берн и начала работать экономкой у доктора Филиппа Вильгельма Куртиуса. Куртиус делал анатомические модели из воска, позже занялся изготовлением восковых фигур, портретов. В 1765 г. он переехал в Париж и основал там свою мастерскую. Девочка вместе с матерью переехала к нему в 1767 г. – мать продолжила работать экономкой, а дочь начала учиться искусству изготовления восковых скульптур. В Париже Куртиус создал несколько восковых фигур, одной из которых была фаворитка Людовика XV мадам Дюбарри. Эта модель и другие дала возможность доктору получить популярность в Париже. Шаблон от этой скульптуры сохранился в музее восковых фигур. На первой выставке в 1770 г. его работы пользовались необычайной популярностью – это позволило ему открыть выставки в других известных местах Парижа. Куртиус научил девочку искусству создания восковых скульптур, у нее рано проявился талант к воссозданию образов известных людей того времени. Она создала в то время скульптуры таких известных личностей, как Вольтер, Жан-Жак Руссо, Бенджамин Франклин. Со временем ее начали приглашать выполнять модели членов королевской семьи. Отношения с членами королевской семьи были настолько хороши, что ее даже пригласили переселиться в Версаль, где она преподавала искусство, в частности, сестре короля Людовика XVI.
Восковые фигуры Куртиуса сыграли определенную роль в Французской революции. 12 июля 1789 г., за два дня до начала революции, во время беспорядков повстанцы несли по улицам восковые фигуры Дюка Орлеанского и ненавистного министра финансов Жака Неккера. Со сменой власти Мари была арестована как одна из представителей прошлого режима и сочувствующих ему. Во время заключения в тюрьме она познакомилась с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона Бонапарта. Во время режима террора ее приговорили к смерти на гильотине и не казнили только потому, что после смерти Робеспьера ее пригласили сделать посмертную маску революционера и его убийцы. Кроме Робеспьера она сделала еще несколько масок других жертв террора – Марии Антуанетты, Марата и др. Позже вернулась в мастерскую Куртиуса, который после смерти в 1794 г. завещал ее и коллекцию скульптур девушке. В 1795 г. она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо, у них родилось два сына: Жозеф и Франсуа. Коллекция фигур значительно увеличилась и пользовалась большой популярностью парижан, однако ее муж стал злоупотреблять алкоголем. Кроме того, он начал проигрывать в карты почти все, что Мари зарабатывала выставкой восковых фигур.
В 1802 г. она решила оставить мужа и, взяв с собой старшего четырехлетнего Жозефа и свою коллекцию, отправилась в турне по Великобритании. С началом правления Наполеона и ухудшением отношений между двумя странами она не смогла вернуться и продолжила путешествовать по Великобритании и Ирландии. После падения Наполеона ее младший сын Франсуа присоединился к ней, и в 1835 г. она оборудовала свою первую постоянную выставку в известном ныне месте Бейкер-стрит, что стало началом ее музея. Некоторые из скульптур были разрушены, но были вновь восстановлены благодаря шаблонам, которые она хранила. В 1842 г. она сделала свою скульптуру, которая до сих пор хранится в Музее Мадам Тюссо. Ее музей стал одной из достопримечательностей Лондона с филиалами в Амстердаме, Гонконге, Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Вашингтоне.