Имя латиницей: Zurbaran Francisco
Пол: мужской
Дата
рождения:
07.11.1598
Место рождения: селение Фуэнте де Кантос, провинция Бадахос, область Эстремадура, Испания
Дата
смерти:
27.08.1664
Возраст
(65)
Место смерти: Мадрид, Испания
Знак зодиака: Скорпион
По восточному: Собака
География:
ИСПАНИЯ.
Ключевые слова:
живопись, искусство, художник.
Anno: 1616
Франсиско СУРБАРАН
испанский живописец. Родился в семье крестьянина, по другой версии – небогатого торговца. Отец отвез мальчика в Севилью для обучения у Педро Диаса де Вильянуэвы, который специализировался на раскраске церковных деревянных статуй. Почти за тридцать лет работы в Севилье Сурбаран так и не стал настоящим андалусцем, он навсегда сохранил черты своей патриархальной созерцательной натуры, сдержанного темперамента. Его творческая эволюция не отличалась большим разнообразием исканий. Первая подписная работа Сурбарана – «Непорочное зачатие» (1616). Этот тип испанской картины, популярный в XVI-XVIII вв., основывался на католическом догмате о непорочном зачатии самой Марии в браке ее родителей и возносимой на небо в окружении облаков и символических атрибутов. В 1617-1618 гг. Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры – Льеренне, где обзавелся семьей. В 1629 г. вернулся в Севилью. В первом крупном заказе ордена доминиканцев для севильского монастыря Сан Пабло (1627) сказалась зависимость молодого художника от резких контрастов света и тени в искусстве Караваджо; пресная вылепленность форм («Распятие») давала повод сравнивать эти работы с раскрашенной скульптурой. Преодолевая воздействие караваджизма, Сурбаран постепенно создал свою, насыщенную цветом мощную живописую манеру. Его искания отразились в цикле картин из жизни Сан Педро Ноласко, заказанном в 1628-1630 гг. в Севилье орденом мерседариев (две лучшие из них, «Видение св. Педро Ноласко небесного Иерусалима» и «Видение св. Педро Ноласко распятого апостола Петра», находятся в Прадо), и совместно с известным севильским живописцем Франсиско Эррерой Старшим в 1624 г. в цикле для монастыря францисканцев, посвященном св. Бонавентуре, профессору теологии Парижского университета XII в. Сурбарану принадлежат четыре известные картины: «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским» (погибла в Берлине во время Второй мировой войны), «Бонавентура, председательствующий на соборе в Лионе» (Париж, Лувр), «Молитва св. Бонавентуры перед избранием римского папы» (Дрезден, Картинная галерея) и «Погребение св. Бонавентуры» (Париж, Лувр). Уже современники признали одним из лучших произведений Сурбарана его огромное, сияющее полотно официального характера «Апофеоз св. Фомы Аквинского» (1631, Севилья, Музей Изящных искусств). В 1634 г. Сурбаран по приглашению королевского двора совершил поездку в Мадрид. Он работал в только что построенном дворцовом ансамбле Буэн Ретиро, где ведущие живописцы Испании призваны были украсить «Зал королевств» парадными полотнами, прославляющими успехи испанского оружия. Историко-монументальный жанр не стал творческим призванием Сурбарана. Еще более чуждым оказался мифологический жанр. В цикле картин для дворца Буэн Ретиро, изображающем подвиги столь почитаемого в Испании Геракла (1634, Прадо), он наделил античного героя, которого писал с натурщика, грубой силой простолюдина. Вернувшись в Севилью, он обратился к ответственным заказам для других монастырей Испании и испанских колоний в Латинской Америке. Знамениты его циклы для монастыря в Херес де ла Фронтерра (1638-1639), картины: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Обрезание»; для ордена иеронимитов в санкристии и капелле монастыря в Гваделупе около Касереса в Эстремадуре (1638-1639), картины «Чудо с падре Сальмероном», «Молитва падре Кабанюэласа», «Гонсалес Ильескас, архиепископ Кордовы», «Видение Педро де Саламанка», «Энрике III и падре Яньес», «Искушение св. Иеронима», «Бичевание Св. Иеронима». Об эмоциональной силе и мощной пластике образов Сурбарана позволяет судить «Св. Лаврентий», огромное полотно, написанное в 1636 г. для монастыря Сан Хосе в Севилье, вывезенное во Францию наполеоновскими войсками, а затем проданное на аукционе в собрание Государственного Эрмитажа. Пику творческого расцвета художника принадлежат и его великолепные натюрморты. Одни натюрморты более причастны миру каждодневности («Натюрморт с четырьмя сосудами», 1634, Прадо), в других язык пластических форм и звучность ярких цветовых оттенков создают образ почти ритуальной торжественности («Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633, ранее – Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, ныне – Музей Нортон Саймон, Пасадена, США). Наряду со строго аскетическими сценами Сурбаран обращался к лирическим образам, посвященным детству Христа и Богоматери («Христос – мальчик», 1620, Музей изобразительных искусств, Москва; «Мастерская в Назарете», 1630, Кливленд, Музей искусств; «Мадонна с младенцем», 1658, Музей изобразительных искусств, Москва; «Детство Богоматери», около 1660, Эрмитаж). Это стремление усиливается в 1650-е гг., в период переживаемого мастером творческого спада, что по традиции принято объяснять подражанием стареющего мастера поэтическим работам молодого Мурильо. Но более важным было то, что манера Сурбарана становилась старомодной перед лицом тех перемен, которые происходили в испанской живописи с середины XVII в., заимствовавшей декоративные формы фламандского и итальянского барокко. Вторая поездка в Мадрид в 1658-1664 гг., несмотря на поддержку Веласкеса, друга юности, происходила при гораздо более печальных обстоятельствах: забытый заказчиками, художник испытывал тяжелые материальные затруднения и умер в нищете.