Досье личности

Ценность: 5 (23)

Симпатия: 5 (22)

дата обновления - 2017-07-26

просмотров - 22

ШОУ Бернард

Другое имя: Шоу Джордж Бернард

Имя латиницей: Show George Bernard

Пол: мужской

Дата рождения: 26.07.1856

Место рождения: Дублин, Ирландия

Дата смерти: 02.11.1950 Возраст (94)

Место смерти: Эйот-Сент-Лоренс, Англия

Знак зодиака: Лев

По восточному: Дракон

География: АНГЛИЯ, ЕВРОПА, ИРЛАНДИЯ.

Ключевые слова: автор, драматург, журналист, критик, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, нобель, писатель, политика, публицист, философ.

Anno: 1925

Бернард ШОУ

английский и ирландский драматург и писатель. Ранние годы провел в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 г. переехал в Лондон, занимался журналистикой (в т. ч. музыкальной рецензии) и литературой. Один из учредителей социал-реформистского «Фабианского общества» (1884). Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре. Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»). Писатель отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата; от премии впоследствии также отказывались Б. Пастернак и Жан-Поль Сартр). Рано увлекся социал-демократическими идеями; обратил на себя внимание меткими театральными и музыкальными рецензиями; позже выступил сам в роли драматурга и тотчас же вызвал резкие нападки лиц, возмущавшихся их мнимой безнравственностью и чрезмерной смелостью; за последние годы становится все более популярным у английской публики и находит почитателей на континенте благодаря появлению критических статей о нем и переводов его избранных пьес (например, на немецком языке – Требича). Ему принадлежит также написанный в более раннюю пору роман: «Любовь в мире артистов». В первой половине 1890-х гг. работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс. В 1930-е гг. посетил СССР, где у него состоялась личная встреча с И. Сталиным. Будучи социалистом по своим политическим взглядам, стал также сторонником сталинизма и «другом СССР». Так в предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он пытался подвести «теоретическую базу» под репрессии ОГПУ против врагов народа. В открытом письме в редакцию газеты «Manchester Guardian» он называет появившиеся в прессе сведения о голодоморе фальшивкой. В письме в газету «Labour Monthly» также открыто выступил на стороне Сталина в кампании против ученых-генетиков. Его перу принадлежат: роман «Социалист-любитель» (1883); статьи о музыке и театре (пропагандировал пьесы Г. Ибсена как образец новой драмы); создатель драм-дискуссий «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929), «Андрокл и лев» (1913); исторических пьес «Цезарь и Клеопатра» (1901), пенталогии «Назад к Мафусаилу» (1918-1920), «Святая Иоанна» (1923).

Афоризмы (94)
Медиа (15)

Бернард ШОУ в фотографиях:

Связи (119)
Источники (16)
Факты (2 )

11.03.2013 Мартыненко Ольга

 

Один из приятелей Шоу заманил писателя послушать записи известного струнного квартета из Италии. Вскоре хозяин заметил, что Шоу уже надоело слушать музыку, и он, ожидая похвалы, обратился к писателю:
 - Мистер Шоу! Эти люди играют вместе уже двенадцать лет.
Шоу зевнул:
 - Двенадцать? Право, мы просидели здесь уже больше.

19.02.2011 Носовский Сергей Павлович

ирландский драматург. Учился мальчик сначала дома, а затем – в католической и протестантской дневных школах, после чего в возрасте шестнадцати лет устроился работать клерком в агентство по продаже недвижимости. Определенное влияние на подростка оказал модный учитель музыки, дирижер Джон Ванделер Ли, который учил Элизабет пению и жил в доме Шоу на правах друга семьи. Воспитываясь в музыкальной среде, он полюбил музыку и сам научился играть оперные партитуры на фортепиано. Оставив мужа, Элизабет Шоу вместе с двумя дочерьми последовала в 1873 г. за Ли в Лондон. Через три года к ним присоединился и Бернард, решивший стать литератором и по заказу Ли сочинявший статьи на музыкальные темы. Каждое утро писал по пять страниц прозы, в полдень занимался в Британском музее, а вечером посещал лекции и диспуты Поскольку ни один из пяти романов, созданных им с 1879 по 1883 г, напечатан не был, молодой человек всецело зависел от скудного заработка матери, дававшей уроки музыки. В 1882 г. лекция американского реформатора Генри Джорджа привлекла внимание его к социальным проблемам. Помимо книги Джорджа «Прогресс и бедность» и других трудов по экономике, начинающий писатель читал «Капитал» Маркса, а в 1884 г. вместе с Сиднеем Веббом вступил в «Фабианское общество», созданное в том же году для распространения социалистических идей и которому посвятил 27 лет жизни, нередко выступая с лекциями по три раза в неделю. В Британском музее встретился с Уильямом Арчером, театральным критиком, который предложил ему писать о театре и в 1886 г. порекомендовал в еженедельник «Уорлд» («World»). С 1885 по 1888 гг. публикует также рецензии в «Пэлл-Мэлл газет» («Pall Mall Gazette») и под псевдонимом Корно ди Бассето – музыкальные рецензии в «Стар» («Star»), новой, столичной газете с массовым тиражом, а в 1890 г. становится штатным музыкальным критиком в «Уорлд» Поэт У. Оден называл его «быть может, лучшим музыкальным критиком всех времен» В 1895 г. становится театральным критиком в лондонском журнале «Сэтердей ревью» («Saturday Review») и в своих статья выступает с резкой критикой Генри Ирвинга, ведущего режиссера того времени, за отсутствие интереса к Генрику Ибсену и за вольную трактовку шекспировских пьес также высмеивает популярные пьесы Артура Пинеро и мещанские мелодрамы Скриба и Сарду, противопоставляя им театр социальный, реалистически изображающий современную жизнь. Творчеству Ибсена он посвятил лекцию, прочитанную на заседании «Фабианского общества» в 1890 г., а в следующем году драматург написал критический этюд «Квинтэссенция ибсенизма» («The Qumtessmce of Ibsemsm»), явившийся первым на английском языке исследованием творчества норвежского драматурга, а также манифестом новой драмы Книга вызвала интерес у Дж. Т. Грейна, постановщика пьесы Ибсена «Привидения», и он предложил ему сочинить пьесу для Независимого театра В 1892 г, передав пьесу, созданную пять лет назад в соавторстве с Уильямом Арчером, пишет «Дома вдовца» («Widowers Houses»), свое первое произведение для театра. Многообещающего начала, однако, не получилось пьеса была встречена сдержанно и снята с постановки после двух спектаклей. В течение последующих шести лет пишет девять полнометражных пьес и одну одноактную Ставить вторую его пьесу «Сердцеед» («The Philanderer», 1893), грустную историю о выгодном, но несчастном браке, не взялся ни один режиссер, а пьеса «Профессия миссис Уоррен» («Mrs Warrens Profession»), поднимавшая тему проституции, была и вовсе запрещена. Отказавшись идти на уступки цензуре, издает свои пьесы на собственные средства преуспевающего журналиста, а также за счет Шарлотты Пейн Таунсенд, ирландской меценатки и социалистки, на которой он женился в 1898 г. Двухтомный сборник «Пьесы приятные и неприятные» («Plays Pleasant and Unpleasant») вышел в год их свадьбы. Уже в первых своих пьесах использует дотошные сценические ремарки, из-за чего они читаются порой как романы «Неприятные пьесы». В «приятных» же пьесах «Оружие и человек» («Arms and the Man», 1894), «Кандида» («Candida», 1897), «Избранник судьбы» («The Man of Destiny», 1897) и «Поживем увидим» («You Never Can Tell», 1899) – предпринимается попытка показать превосходство реализма над натурализмом. Хотя «Кандида» имела в Нью-Йорке шумный успех уже в 1903 г, в Англии он стал известен позже, когда он, его жена и Харли Гренвилл-Баркер сняли в аренду здание Лондонского «Ройял Корт тиэтр», чтобы продемонстрировать возможности драмы идей. Его пьесы в постановке Джона Ведренна и Харли Гренвилл-Баркера 1904...1907 гг. были настолько популярны, что из 988 спектаклей, игравшихся в «Ройял Корт тиэтр» в эти годы, 701 был поставлен по его произведениям.«Человек и сверхчеловек» ("Man and Superman", 1905), одна из самых удачных пьес Ш, имевшая огромный успех у критиков и у зрителей, является философской комедией, где автор делится своими взглядами на религию, женщин, брак. В оперном третьем акте, озаглавленном «Дон Жуан в аду» и часто исполнявшемся отдельно, «комедия нравов превращается в космическую драму», как писала критик Марджери Морган «Майор Барбара» ("Major Barbara"), социальная сатира, также написанная в 1905 г, представляет собой напряженный интеллектуальный спор между религиозными убеждениями и мирскими амбициями, между ханжеством и искренностью. В «Пигмалионе» ("Pygmalion", 1913) сатирическому осмеянию подвергается социальная манерность, способствующая усилению классовых различий. Впоследствии по мотивам этой пьесы Алан Джей Лернер и Фредерик Лоу написали мюзикл «Моя прекрасная леди» ("My Fair Lady", 1956). Во время первой мировой войны Ш. активно занимается политикой В ноябрьском номере «Нью-стейтсмен» ("New Statesman") за 1914 r, радикального журнала, созданною Ш. в 1913 r совместно с Беатрисой и Сиднеем Вебб, драматург помещает большой очерк «Война с точки зрения здравого смысла», в котором критикует и Англию, и Германию, призывает обе страны к переговорам, осмеивая слепой патриотизм. После этой публикации Ш. исключается из Клуба драматургов и теряет нескольких друзей. В 1916 г. он выступает в поддержку Ирландского восстания и в защиту англоирландского дипломата сэра Роджера Кейсмента, который прибегнул к помощи Германии в поисках поддержки ирландского освободительного движения, был обвинен в государственной измене и казнен. В послевоенной пьесе «Дом, где разбиваются сердца» ("Heartbreak House") Ш. показывает утрату духовных ценностей поколения, ответственного за кровопролитие. В этой трагикомедии политика и экономика сочетаются с сюрреалистическим видением мира «Назад к Мафусаилу» ("Back to Methuselah", 1922), наиболее неоднозначная и сложная пьеса Ш., типичный образец пьесы-дискуссии, состоит из пяти связанных между собой пьес и начинается в Эдеме, а заканчивается в год 31920-й нашей эры. В этом растянутом и тяжеловесном произведении чувствуется влияние теории творческой эволюции Бергсона, а также дают себя знать фабианские взгляды Ш., согласно которым человеческий интеллект способен преобразовать общество. После канонизации Жанны д`Арк в 1920 г. Ш. находит новую героиню и тему для своей единственной трагедии «Святая Иоанна» ("Saint Joan", 1924) Иоанна, по Ш., отличается остроумием, практичностью и энергией, которыми восхищается автор, а также невинностью и богатым воображением, несущими угрозу для представителей духовенства, которых Ш. наделяет макиавеллиевскими чертами. Нобелевская премия по литературе в 1925 г. не присуждалась, а в 1926 г. была вручена Ш. «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Как сказал член Шведской академии Пер Хальстрем, «Ш. – автор пьес стал одним из наиболее ярких драматургов наших дней, а Ш. – автор предисловий к пьесам может считаться Вольтером нашего времени». Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Ш. на церемонию награждения не приехал, и премию вместо него вручили Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции. На причитающиеся лауреату деньги Ш. учредил англо-шведский литературный фонд для переводчиков, в особенности переводчиков Стриндберга. В 1928 г. Ш. выпустил «Руководство для умной женщины по вопросам социализма и капитализма» ("The Intelligent Woman`s Guide to Socialism and Capitalism") – рассуждение на политические и экономические темы. В своих последних пьесах Ш. отходит от реализма, использует приемы античной комедии. После смерти жены, последовавшей в 1943 г., Ш. переезжает из Лондона в свой дом в Хертфордшире. В возрасте 94 лет, вскоре после своего дня рождения, работая в саду, он упал и сломал бедро. Умер Ш. 2 ноября 1950 г. Споры критиков вокруг наследия Ш. в основном вызваны противоречием между Ш. – сатириком и Ш. – социальным реформатором. При жизни он обвинялся во фривольности, и в «слишком безответственном, – как говорил Макс Бирбом, – чувстве юмора». В остроумии Ш. Оден почувствовал дух Россини, «живость, ясность и виртуозность великого мастера оперы-буфф». По мнению английского поэта и критика Стивена Спендера, по своему мировоззрению Ш. – это «двухмерный гигант, передвигающийся в своем собственном двухмерном мире» Литературовед Джон Мэтьюз воспринимает Ш. «...чужестранцем, наблюдательным ирландцем в разладе с обществом, которое значило для него меньше, чем люди, которых он знал и любил». «Ш. – продолжатель великий традиции, – писал американский критик Жак Берзен. – Он пользовался всем, что есть в театральных кладовых и у умах людей... Пьесы Ш. – это богатейшее драматургическое наследие».
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх