Имя латиницей: Shamir Moshe
Пол: мужской
Дата
рождения:
15.09.1921
Место рождения: Цфат, Израиль
Дата
смерти:
20.08.2004
Возраст
(82)
Место смерти: Ришон-ле-Цион, Россия
Знак зодиака: Дева
По восточному: Петух
География:
БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ИЗРАИЛЬ.
Ключевые слова:
литература, писатель.
Anno: 1950
Моше ШАМИР
израильский писатель. Учился в гимназии «Герцлия», был участником молодежного движения Ха-Шомер ха-ца`ир. В 1941-1947 гг. – член киббуца Мишмар-ха-`Эмек, с 1944 г. – боец Палмаха. С возникновением государства Израиль примкнул к партии Мапам, но после Шестидневной войны был одним из инициаторов создания Движения за неделимый Израиль, вступил в Ликкуд. В 1977 г. был избран депутатом Кнесета 9-го созыва по списку Ликкуда. С 1966 г. был сотрудником редакции и литературным редактором газеты «Ма`арив». В 1978 г. выступал против подписания мирных соглашений с Египтом, а в 1979 г., после того, как соглашения были подписаны, вместе с Геуллой Кохен вышел из Ликкуда и был одним из создателей партии Ха-Тхия. Признан ведущим писателем поколения Палмаха. Он написал более десяти романов, около 20 пьес, большинство из которых было поставлено в израильских театрах, статьи и другие произведения. В первом романе «Он шел по полям» (1947) автор описывает жизнь киббуца, будни Палмаха. Гибель в одной из операций Палмаха старшего брата писателя Элияху послужила толчком к написанию романа «Своими руками» (1951). Осмыслением собственной родословной как типической семейной истории строителей государства является и его документальная книга «Недалеко от дерева» (1983), составленная по письмам, документам и фотографиям пяти поколений и охватывающая период с 1893 по 1973 гг. Трилогия «Дороже жемчугов» (1988) включает романы «Голубь с чужого двора», «Свадебная фата» и «До конца». Писатель создает убедительные образы, выводит на суд читателя и переосмысляет типы, идеи и идеалы поколения Палмаха. Трилогия была удостоена Государственной премии Израиля (1988). В романе «Ибо наг ты» (1959) рассказывается о взрослении молодых людей – активистов. Значительную часть в творчестве писателя составляют исторические романы; на материале прошлого автор показывает становление общественных идеологий, национальных лидеров, обнажает конфликты, которые существуют и в наше время. Роман «Царь – тоже смертный» (1954) рассказывает о правлении Александра Янная, о взаимоотношениях теократии и монархии, фарисеев и эллинизаторов, праве евреев на Эрец-Исраэль и о ее границах, об интеграции инородцев и т. д. Идеологически заострена также пьеса «Война сынов света» (1955) о бунте иудеев против Александра Янная, трактующая этот эпизод как проблему выбора между интересами родины и справедливостью, и роман о хетте Урии «Овечка бедняка», осмысляющий нормы военного времени с этических позиций; процессы, происходящие в еврейском обществе, даны глазами инородца Урии. Вопросы национальной этики он разрабатывает и в пьесе «Наследник» (1963), посвященной отношению израильтян к А. Эйхмана процессу и к получению денежных компенсаций из Германии. В романе «Граница» (1966) автор на примере приграничных кварталов Иерусалима очертил конфликт между арабами и евреями, позднее приведший к Шестидневной войне. Отрицательное отношение писателя к возможности политического диалога с арабами нашло выражение в публицистических книгах «Моя жизнь с исмаильтянами» (1968) и «Натан Альтерман. Поэт как вождь» (1988) о поэте, с которым он дружил и сотрудничал в Движении за неделимый Израиль. Его статьи о литературе собраны в книге «За и против» (1989). Был удостоен литературных премий им. Х. Н. Бялика, И. Х. Бреннера, А. М. М. Усышкина, Государственной премии Израиля и др., его произведения переведены на многие языки, по ряду из них сделаны телефильмы.
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006