французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. Учился в Экс-ан-Провансе в Муниципальной школе рисования (1858-1860), посещал академию Сюиса в Париже. Ранний период его творчества принято условно называть романтическим или барочным (1860-1872). В эти годы художник получает первые уроки живописи сначала у Ж. Жибера в Школе изящных искусств при музее своего родного города Экса, а затем самостоятельно работает в Париже, где посещает академию Сюиса. В кафе Гербуа встречается со своими сверстниками: К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуаром, А. Гийоменом. Его живопись тех лет резко отличается от всего того, чем занимались его единомышленники. Так, в отличие от К. Моне, интерес которого был полностью сосредоточен на непосредственном зрительном восприятии природы, он создает свой фантастический мир и пытается выразить в нем всю гамму человеческих страстей. Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, художник не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами («В комнатах», 1860-е, ГМИИ, Москва). К концу 1860-х гг. его живописная манера меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции («Девушка у пианино», или «Увертюра к «Тангейзеру», 1867-1869, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения – природа. В 1872-1873 гг. он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсарро. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства («Дорога в Понтуазе», ок. 1876, ГМИИ, Москва). В Овере начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов («Букет цветов в вазе», 1873-1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Т. н. конструктивный период творчества художника (1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции («Фрукты», 1879-1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная художнику. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, усиливает структурно-предметные элементы своих композиций («Пьеро и Арлекин», 1888, ГМИИ, Москва; «Мост на Марне в Крейтеле», 1888, ГМИИ, Москва). В синтетический период (1888-1899) создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом («Купальщики», 1890-1892, Музей Орсэ, Париж). Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего в гармонии с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у него образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы («Большая сосна близ Экса», 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах («Натюрморт с драпировкой», 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Портретные композиции художника лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны («Курильщик», 1890-1896, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Дама в голубом», ок. 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). 1900-е гг. отмечены появлением т. н. спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки («Голубой пейзаж», 1900-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Умер после продолжительной болезни, связанной с простудой при работе над очередной картиной.
Досье личности
СЕЗАНН Поль
Имя латиницей: Cezanne Paul
Пол: мужской
Дата рождения: 19.01.1839
Место рождения: Экс-ан-Прованс, Франция
Дата смерти: 22.10.1906 Возраст (67)
Место смерти: Экс-ан-Прованс, Франция
Знак зодиака: Козерог
По восточному: Свинья
География: ЕВРОПА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: живопись, искусство, художник.
Anno: 1888
Поль СЕЗАНН
Поль СЕЗАНН в фотографиях:
- АУЭРБАХ Франк Гельмут (1931 - )
- БАЗИЛЬ Жан Фредерик (1841 - 1870)
- БАРЧАИ Ене (1900 - 1988)
- БАУМЕЙСТЕР Вилли (1889 - 1955)
- БЕРНАР Эмиль (1868 - 1941)
- БРАК Жорж (1882 - 1963)
- ВЛАМИНК Морис де (1876 - 1958)
- ВОЛЛАР Амбруаз (1866 - 1939) (Амбруаз ВОЛЛАР дружил с Полем СЕЗАННОМ)
- ГИЛМАН Гарольд (1876 - 1919)
- ГИЛЬЯ Оскар (1876 - 1945)
- ГОГЕН Поль (1848 - 1903) (Поль СЕЗАНН оказал влияние на творчество Поля ГОГЕНА)
- ДЕРЕН Андре (1880 - 1954) (Андре ДЕРЕН испытал влияние Поля СЕЗАННА)
- ДЖАКОМЕТТИ Джованни (1868 - 1933)
- ЗОЛЯ Эмиль (1840 - 1902) (Эмиль ЗОЛЯ был близко знаком с Полем СЕЗАННОМ)
- КАРРА Карло (1881 - 1966)
- КОДЖАК Азарий Юфудович (1907 - 1983)
- КРАЛЕВИЧ Мирослав (1885 - 1913)
- ЛА ФРЕНЕ Роже де (1885 - 1925)
- ЛОТ Андре (1885 - 1962)
- МАШКОВ Илья Иванович (1881 - 1944)
- МОДИЛЬЯНИ Амедео (1884 - 1920)
- МОНЕ Клод Оскар (1840 - 1926)
- МОНТИЧЕЛЛИ Адольф (1824 - 1886)
- ОСМЕРКИН Александр Александрович (1892 - 1953)
- ПАНКЕВИЧ Юзеф (1866 - 1940)
- ПИССАРРО Камиль Жакоб (1830 - 1903)
- РЕВОЛЬД Аксель (1887 - 1962)
- РЕНУАР Пьер Огюст (1841 - 1919)
- САХАРОВА Ольга Николаевна (1889 - 1967)
- СИРС Сара Чоуэйт (1858 - 1935)
- СТИГЛИЦ Алфред (1864 - 1946)
- ТИХАНЬ Лайош (1885 - 1938)
- ТИХИЙ Мирослав (1926 - 2011)
- ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де (1864 - 1901)
- У Гуаньчжун (1919 - 2010)
- ХЕББАР Каттинджери Кришна (1911 - 1996)
- ХЕРОН Патрик (1920 - 1999)
- ХОРИГУРИ Сутеми (1895 - 1984)
- ЦИГЛЕР Адольф (1892 - 1959)
- ЧАПСКИЙ Юзеф (1896 - 1993)
- ШАБРИЕ Эмманюэль Алексис (1841 - 1894)
- ЩУКИН Сергей Иванович (1854 - 1936) (Сергей ЩУКИН коллекционировал картины Поля СЕЗАННА)
- ЯВОРСКАЯ Нина Викторовна (1902 - 1992)
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://smallbay.ru
- http://impressionnisme.narod.ru
- http://artcezanne.info
- http://www.museum-online.ru