русский музыковед, фольклорист (собиратель народных песен) и музыкальный педагог.
Окончил Киевскую 1-ю гимназию (1858) и Нежинский лицей (1861), после чего поступил на службу в Черниговскую уголовную палату. После открытия Санкт-Петербургской консерватории в 1862 г., поступил туда сначала в класс пения (у Пиччиоли), а затем, по совету А. Г. Рубинштейна, – в класс теории музыки у Н. И. Зарембы. По окончании консерватории в 1866 г., был назначен в ней преподавателем элементарной теории и сольфеджио. До 1895 г. преподавал там же теорию музыки, с 1879 г. профессор; одновременно преподавал пение и теорию музыки в женских институтах Санкт-Петербурга. В 1877-1879 гг. вел уроки пения в Санкт-Петербургском Учительском Институте. В 1895 г. у него развилась катаракта, в связи с чем он 21 марта был прооперирован. Однако после операции слишком рано нарушил строгий режим, чтобы присутствовать на экзамене своего класса в консерватории. Это стало причиной сильнейшего воспаления глаз и полной потери зрения в июне того же года. Выйдя в отставку, поселился в Стародубе, где продолжал преподавать частным образом, одновременно продолжая творческую деятельность и занимаясь благотворительностью. Позировал в качестве модели для образа казака к картине И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В бытность педагогом опубликовал ряд учебных пособий, в т. ч. «Метод преподавания элементарной теории и сольфеджио» (1867), «Сборник упражнений для одного и многих голосов» (1870-1871), «Ритмический сборник» (1873), «Сборник упражнений в ключах» (1874), «Краткую музыкальную грамматику» (1875), «Музыкальную азбуку» (1876). Наиболее значительный его труд как фольклориста – сборник «Двести шестнадцать народных украинских напевов» (1872), музыкальным материалом которого пользовались для дальнейших обработок П. И. Чайковский, Н. А, Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, Ф. Колесса и др. Опубликовал и ряд других сборников русских и украинских народных песен и танцев; всего же им было собрано и записано около 6000 народных песен.