российская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1961), трижды лауреат Сталинской премии (1949, 1951, 1951). Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет. Окончив гимназию, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга). В 1915 г. уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, Вл. Маяковским, произошла ее первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой. Осенью она подписала на актерской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Окончив частную театральную школу, затем играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск, Смоленск и др.), а затем в московских, включая Камерный театр (1931-1935), центральный театр Красной Армии (1935-1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943-1949), театр им. А. С. Пушкина (1955-1963), театр им. Моссовета (1949-1955 и 1963-1984). Ее учителем была П. Л. Вульф. Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссером Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Она театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая ее порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет ее сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объему фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие ее высказывания (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения (напр., в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутье позволяло актрисе выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс. Она любила читать Пушкина и, по ее собственным воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть – Пушкин». Дебютировала в кино в 1934 г. в фильме М. Ромма «Пышка». Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»). Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 г. включена в десятку самых выдающихся актрис XX в.
Досье личности
РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна
Другое имя: Фельдман Фаина Гиршевна - наст. имя и фам.
Имя латиницей: Ranevskaja Faina Grigor`evna
Пол: женский
Дата рождения: 27.08.1896
Место рождения: Таганрог, Россия
Дата смерти: 19.07.1984 Возраст (87)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Дева
По восточному: Обезьяна
Ключевые слова: автор, артист, бездетность, искусство, кино, ЛИЧНОСТИ журнал.
Anno: 1949
Фаина Григорьевна РАНЕВСКАЯ
- Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»
- Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.
- Мне всегда было непонятно – люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
- Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность.
- Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.
- Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
- Старость – это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
- Одиночество – это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
- Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать, он говорит так: очень хочется выжить, чтобы посмотреть, что будет потом. Как будто если бы не это, он немедленно был бы готов лечь в гроб.
- Старость – это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда Он позволяет доживать до старости.
- В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.
- Сказка – это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль – это когда наоборот.
- На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый – не может.
- Настоящий мужчина – это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет – это ее муж.
- Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
- Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая.
- Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.
- Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и – глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
- Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой – морда становится меньше, но грустнее.
- Все сбудется, стоит только расхотеть...
- Если человек умный и честный – то беспартийный. Если умный и партийный – то нечестный. Если честный и партийный – то дурак.
- Спутник славы – одиночество.
- Женщины умирают позже мужчин, потому что вечно опаздывают.
- Многие жалуются на свою внешность, и никто – на мозги.
- Сегодняшняя молодежь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней.
- Старость, это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
- Одиночество – это состояние, о котором некому рассказать.
- Оптимизм – это недостаток информации.
- Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
- Воспоминания - это богатство старости.
- Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать! развернуть
Фаина Григорьевна РАНЕВСКАЯ в фотографиях:
- АННЕНСКИЙ Исидор Маркович (1906 - 1977)
- АРДОВ Виктор Ефимович (1900 - 1976)
- АХМАТОВА Анна Андреевна (1889 - 1966)
- БЕРОЕВ Вадим Борисович (1937 - 1972)
- БИЛЛЬ-БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ Владимир Наумович (1885 - 1970)
- ВУЛЬФ Павла Леонтьевна (1878 - 1961)
- ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович (1894 - 1977)
- КАЧАЛОВ Василий Иванович (1875 - 1948)
- КОПЕРЖИНСКАЯ Нонна Кронидовна (1920 - 1999)
- КРЫМОВА Наталья Анатольевна (1930 - 2003)
- МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891 - 1938)
- МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893 - 1930)
- МЕНДЕС Сэм (1965 - )
- ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 - 1886)
- ПОЮРОВСКИЙ Борис Михайлович (1933 - 2016)
- ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 - 1837)
- РОММ Михаил Ильич (1901 - 1971)
- САВЧЕНКО Анатолий Михайлович (1924 - 2011)
- ХЕЛЛМАН Лиллиан (1905 - 1984)
- ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892 - 1941)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №47 (2012)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.russkoekino.ru
- http://www.tonnel.ru
- http://lib.aldebaran.ru
- http://www.eleven.co.il
- http://thelib.ru
- http://www.hipersona.ru
19.02.2011 Ю.А.Белецкий
Фаине Раневской кто-то из крупных режиссеров сказал: «Она может все!» Ее герои неповторимы. Сотни актеров играли Гамлета, Дездемону, Катерину, все по-разному, но у Раневской свой собственный мир, и только там живут москвичка Леля («Подкидыш») и немка Вурст («У них есть Родина»), грубая мадам Скороход («Мечта») и интеллигентная Маргарита Львовна («Весна»). Актриса не только «вживалась» в образ, но и потрясающе владела мельчайшими деталями. Каждую героиню Раневская наделяла своеобразной походкой, манерой речи, ритмом движения, у каждой из них даже разные руки — вспомните Маньку-спекулянтку, Розу Скороход и врача в «Александре Матросове». Помимо этого, огромное значение придавалось любой папироске, чепчику, зонтику, пенсне, томику «Идиота» или кружке пива. В целом создавался тот самый неповторимый, идеальный образ, который совершенно невозможно представить в чьем-либо другом исполнении. Ничему этому она специально нигде не училась. Да и образование пришло к ней отнюдь не из средней школы, которую она с грехом пополам закончила, и не из высшей школы, в которой никогда не была, а от жажды новых познаний, сопровождающей ее всегда. Свою трудовую скитальческую жизнь Фаина Раневская начинала на провинциальных сценах в массовках. Ее учителем стала Павла Вульф, прима самых крупных антреприз, «провинциальная Комиссаржевская». Раневская привыкла к напряженной, непрерывной работе, поэтому в дальнейшем не терпела простоев. Так, не получив новой роли после шумного успеха «Патетической сонаты»,она ушла из Камерного театра, а потом точно также меняла многие другие сцены. Кинематограф Раневская недолюбливала, но восхищалась Михаилом Роммом, у которого дебютировала в «Пышке». У него же она снялась в «Мечте», которую высоко оценил Теодор Драйзер, а Рузвельт сказал: «Раневская — великая актриса». В этой оценке единодушно сошлись все: и режиссеры, и критики, и зрители. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами — от трагедии до фарса. Однако все ее экранные и сценические работы можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», — говорила одна из величайших актрис столетия.- МОРОЗОВ Николай Александрович
- ПАРАДЖАНОВ Сергей Иосифович
- ОРБЕЛИ Иосиф Абгарович
- БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
- КАВЕРИН Вениамин Александрович
- ГЛИНКА Михаил Иванович
- МАТУСОВСКИЙ Михаил Львович
- ДУНКАН Айседора
- БРИК Лиля Юрьевна
- АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ
- ГЕРГИЕВ Валерий Абисалович
- СЕВЕРЯНИН Игорь
- ТИХОНОВ Виктор Васильевич
- ТИТОВ Владислав Андреевич
- ОТИЕВА Ирина Адольфовна
- ГАМОВ Георгий Антонович
- ХЛЕБНИКОВ Велимир
- АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (царь)
- ЛАЗАРЕВ Иоаким Лазаревич
- ШАГАЛ Марк Захарович
- КРЫЛОВ Николай Митрофанович
- ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
- МЕЧНИКОВ Илья Ильич
- ДЕЛЯНОВ Иван Давыдович
- АНТОНОВ Олег Константинович
- БОТВИННИК Михаил Моисеевич
- СТУПКА Богдан Сильвестрович
- БЛОК Александр Александрович
- БРОССЕ Марий Иванович
- ЯШИН Лев Иванович
- БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич
- АБАМЕЛЕК-БАРАТЫНСКАЯ Анна Давыдовна
- СИМОНЯН Надежда Семеновна
- ОВНАТАНЯН Овнатан
- ОВНАТАНЯН Акоп
- МАГОМАЕВ Муслим Магомедович
- КОМАРОВ Владимир Михайлович
- КАПИЦА Сергей Петрович
- ГРИГОРЯН Грант Арамович
- КАРАМЗИН Николай Михайлович
- НИКОЛАЙ II
- БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ Михаил Богданович
- ЕЛЯН Эдуард Ваганович
- ФЛЕРОВ Георгий Николаевич
- КУЛИБИН Иван Петрович
- ПЛАТОНОВ Андрей Платонович
- РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
- АРУТЮНОВ Сергей Александрович
- ОСКОЦКИЙ Владимир Дмитриевич
- ЭЛЬ-РЕГИСТАН Габриэль
- БУЛГАКОВ Сергей Николаевич
- РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
- БЫКОВ Леонид Федорович
- КИБАЛЬЧИЧ Николай Иванович
- СИМОНОВА Евгения Павловна
- ЛЕОНОВ Алексей Архипович
- АЛЕКСАНДР I (российский император)
- ТРОЦКИЙ Лев Давидович
- ОГАНЕСЯН Леон Андреевич
- МАКСИМ ГОРЬКИЙ
- ГАСПАРОВ Михаил Леонович
- СТАРОВОЙТОВА Галина Васильевна
- КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович
- СИМОНОВ Рубен Николаевич