русский ученый, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения». Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.
Окончив в 1864 г. рязанское духовное училище, поступил в рязанскую духовную семинарию. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула его жизнь. В 1870 г. поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешел на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова). Как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял И. Ф. Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из желудка сок переваривал кишечник и брюшную стенку. Он так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта – от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом, сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 г. сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 г., Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена ученому – он стал первым российским Нобелевским лауреатом.
В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление, безусловный и условный рефлексы стали основными понятиями науки о поведении. Существует устойчивое мнение, что в годы Гражданской войны и военного коммунизма ученый, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причем в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию ученого такой институт, какой он захочет. Ученый ответил, что из России он никуда не уедет. Это опроверг историк В. Д. Есаков, который нашел и обнародовал переписку Павлова с властями, где он описывает то, как он отчаянно борется за существование в голодном Петрограде 1920 г. Он крайне негативно оценивает развитие ситуации в новой России и просит отпустить его и его сотрудников за рубеж. В ответ советское правительство пытается предпринять меры, которые должны изменить ситуацию, но они не являются полностью успешными. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 г. В качестве причины смерти указывается пневмония или яд. После смерти был превращен в символ советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. т. н. «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы – К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны.