российская балерина, с которой начался классический балет ХХ в.; педагог, постановщик, продюсер. В 1891 г. поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е. О. Вазем, П. А. Гердта. В 1899 г., по окончании училища, была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра. В 1906 г. стала балериной, хотя и до того исполняла балеринские партии – Никию в «Баядерке» (1902), Жизель (1903), Пахиту и Медору в «Корсаре» (1904), Китри в «Дон Кихоте» (1905). В балете «Шопенианы» она танцевала мазурку и Седьмой вальс с В. Ф. Нижинским (Юноша). Для нее Фокин сочинил знаменитого «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса. Она танцевала в его «Павильоне Армиды» Н. Н. Черепнина, в «Египетских ночах» (оба 1907). Своей манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире. После триумфов в Париже в 1910 г. во главе собственной труппы она отправилась в кругосветное балетное турне, выступая в самых отдаленных уголках мира с М. М. Мордкиным (с которым она находилась в интимных отношениях несколько лет) и Л. Л. Новиковым. Продюсером и администратором труппы стал ее муж В. Дандре. В 1912 г. она купила дом в Англии, в котором всегда было много зверей, птиц, цветов. В своей студии обучала английских детей балетному искусству. Во время бесконечных гастролей, где была вынуждена танцевать миниатюры или небольшие балеты, которые для нее сочинял или возобновлял балетмейстер Н. И. Хлюстин («Коппелия», «Тщетная предосторожность», русский танец и др.), она поставила для себя ряд номеров, которые производили огромное впечатление только в ее проникновенном и элегантном исполнении («Японская бабочка», «Умирающая роза» и др.). В 1930 г. сыграла Фенеллу в немом фильме «Немая из Портиччи». Раритетной является кинозапись, запечатлевшая ее в «Умирающем лебеде». «Приготовьте мой костюм Лебедя» – сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры.
Досье личности
ПАВЛОВА Анна Павловна
Имя латиницей: Pavlova Anna Pavlovna
Пол: женский
Дата рождения: 12.02.1881
Место рождения: Петербург, Россия
Дата смерти: 23.01.1931 Возраст (49)
Место смерти: Гаага, Голландия
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Змея
География: АНГЛИЯ, ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: артист, балет, искусство, ЛИЧНОСТИ журнал, основатель, педагог, театр.
Anno: 1902
Анна Павловна ПАВЛОВА
- Артист должен знать все о любви и научиться жить без нее.
- Истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству. Подобно монахине, она не в праве вести жизнь, желанную для большинства женщин.
- Когда ребенком я бродила среди сосен, я думала, что успех – это счастье. Я ошибалась. Счастье – это мотылек, который чарует на миг и улетеет.
- Красота не терпит дилетанства.
Анна Павловна ПАВЛОВА в фотографиях:
- АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич (1878 - 1973)
- БАХРУШИН Алексей Александрович (1865 - 1929)
- ВАЗЕМ Екатерина Оттовна (1848 - 1937) (Анна Павловна ПАВЛОВА - ученица Екатерины Оттовны ВАЗЕМ)
- ВИЛЛЬ Эльза Ивановна (1882 - 1941)
- ВРИЛАНД Диана (1903 - 1989)
- ГЕРДТ Павел Андреевич (1844 - 1917) (Анна Павловна ПАВЛОВА - ученица Павла Андреевича ГЕРДТА)
- ИОГАНСОН Христиан Петрович (1817 - 1903)
- КУРЦ Ефрем (1900 - 1995)
- КШЕСИНСКАЯ Матильда Феликсовна (1872 - 1971)
- ЛЕГАТ Николай Густавович (1869 - 1937)
- ЛИФАРЬ Серж (1905 - 1986)
- ЛИШИН Давид (1910 - 1972)
- МОРДКИН Михаил Михайлович (1880 - 1944)
- НОВИКОВ Лаврентий Лаврентьевич (1888 - 1956) (Лаврентий НОВИКОВ - танцевал в труппе Анны ПАВЛОВОЙ)
- ОБУХОВ Анатолий Николаевич (1896 - 1962)
- СМОЛЬЦОВ Виктор Васильевич (1900 - 1976)
- СОРИН Савелий Абрамович (1878 - 1953)
- ТУМАНОВА Тамара Владимировна (1919 - 1996)
- ФОКИН Михаил Михайлович (1880 - 1942)
- ХЕЛПМАНН Роберт (1909 - 1986)
- ЧЕКЕТТИ Энрико (1850 - 1928)
- ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич (1873 - 1945)
- ШИРЯЕВ Александр Викторович (1867 - 1941)
- ЭДУАРДОВА Евгения Платоновна (1882 - 1960)
- ЭКСТЕР Александра Александровна (1882 - 1949) (Александра Александровна ЭКСТЕР оформляла постановки Анны ПАВЛОВОЙ)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ РОССИИ» №1 (2008)
- http://smbr.ru
- http://www.russia-ic.com
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://gazeta.aif.ru
- http://ru.wikipedia.org
- www.aif.ru
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №112 (2017)
19.02.2011 Носовский Сергей Павлович
Тайное замужество Анны Павловой Оскар Уайльд заметил однажды с горьким цинизмом, что у человека в жизни есть две трагедии — мечта неисполнившаяся и мечта исполнившаяся. Анна Павлова долгое время мечтала об одном — выйти замуж за барона Виктора Дандре. А её возлюбленный в свою очередь мечтал, чтобы его Аннушка стала великой балериной и блистала на лучших мировых сценах. МЕЧТЫ обоих сбылись — но это не принесло им счастья. С бароном Виктором Дандре, представителем старинного французского рода, превосходно образованным и галантным «завсегдатаем кулис», Анну Павлову познакомил генерал Безобразов — балетоман и весьма влиятельная фигура в балетном мире: по его сигналу галёрка неистово аплодировала одним балеринам и встречала презрительным безразличием других. Он уже много лет покровительствовал молоденьким балеринам и предложил своему приятелю по Английскому клубу «развлечься с малюткой из балета». Начинающая балерина знаменитой Мариинки Анна Павлова, выпускница Императорского театрального училища, считала себя дурнушкой и жила в скромной комнатке на окраине Петербурга. Правда, ей пророчили великое будущее — Анне покровительствовала сама Матильда Кшесинская, а знаменитый постановщик Морис Петипа отдал Анне партию собственной дочери. — То, что вы считаете недостатком, на самом деле — редкое качество, выделяющее вас из тысячи других, Анна, — говорил ей учитель. В чиновника Сената Виктора Дандре Анна Павлова влюбилась с первого взгляда. Она была уверена, что их связь — нечто гораздо более серьёзное, нежели простой флирт. Только вот беда — сам Дандре считал их связь лёгкой интрижкой. Да, он снял для Аннушки огромную квартиру, в которой был даже просторный танцевальный класс, но сам продолжал жить, как жил раньше, — в своём доме на Итальянской улице. Долгое время ходили слухи о его скорой женитьбе на родственнице генерала Безобразова… Виктор уклонялся от разговоров о возможности совместного будущего. — Тебе не замужем нужно быть, а артисткой сделаться, — этой стандартной фразой Дандре отвечал на все расспросы Анны. В 1907 году Анна достигла пика славы. Ей официально даровали титул «балерины» — в то время этой чести были удостоены всего пять танцовщиц во всей России. В Мариинку теперь ходили не на Кшесинскую — на Павлову, Анна много и успешно гастролировала. Дандре считал, что без его покровительства Павлова не добилась бы таких успехов. Ведь это он её познакомил с Сергеем Дягилевым, который начал подготовку «Русских сезонов в Париже». Для коллежского советника Дандре это означало серьёзные расходы — для выступлений нужны были дорогие костюмы, драгоценности. Виктор взялся за сложный заказ — строительство Охтинского моста. Перед отъездом Анна предприняла ещё одну попытку объясниться. Виктор, как всегда, отделался ничего не значащими фразами. Тогда Анна — всегда нежная и покладистая — неожиданно сказала Дандре: — Я никогда не прощу тебя. Всё кончено. Не жди. Я к тебе не вернусь… Он остался работать — Анна уехала в Париж и приступила к репетициям «Жизели», её партнёром должен был быть сам Нижинский. Знатоки балета с нетерпением ожидали премьеры — два гения должны были танцевать вместе. И вдруг неожиданно Анна заявила, что прекращает репетиции и уезжает из Парижа. Она подписала другой, более выгодный контракт — мюзик-холл «Палас» предложил ей 1200 фунтов в неделю. Дягилев был в шоке — знаменитая Павлова согласна выступать с жонглёрами и дрессированными собачками. Он — чисто ради любопытства — даже посмотрел двусмысленный, на грани неприличия, номер, с которым Анна выступала в мюзик-холле, — танец «Вакханалия». Трудно представить, что так могла танцевать выпускница Императорского театрального училища, выпускницы которого даже в церковь могли выходить только в сопровождении классных дам. Пресса писала, что утончённая Павлова превратилась в типичную артистку мюзик-холла, которая не знает, что такое высокое искусство, — «танцует ухарски, с прикрикиванием и присвистом». Зато публика была в восторге и буквально ломилась на представления. Ходили слухи, что знаменитая русская выступает в частных домах у нуворишей. И берёт по тысяче рублей за выступление. Она даже пробовала играть в казино — к счастью, проиграв однажды всё до копейки, больше ни разу не переступала порог игорных заведений. Казалось, её обуяла жажда наживы. А тем временем в Петербурге по уголовному обвинению в получении взятки при сдаче подряда на постройку Охтинского моста был арестован коллежский советник Виктор Эмильевич Дандре. Процесс длился более года. Суд признал его виновным в мздоимстве и приговорил к уплате денежного штрафа в размере 36 тысяч рублей. Таких денег у Дандре не было. Ему грозило пожизненное заключение в долговой тюрьме. Деньги, необходимые для выкупа Дандре из тюрьмы, внесла Анна Павлова. Именно для того, чтобы спасти любимого, она ежедневно выступала два месяца подряд. По поддельным документам Дандре выехал в Лондон, где его уже ждала Павлова. Они словно поменялись ролями. Теперь Виктор умолял Анну стать его женой — она согласилась, но поставила жёсткое условие — никто не должен знать об их супружестве. — Я Павлова, и мне плевать на какую-то мадам Дандре. Ты теперь должен делать для меня всё на свете. Так и получилось — Виктор Дандре, бывший чиновник Сената, влиятельная фигура петербургского света, стал простым импресарио великой балерины. Он один вёл работу, для которой требовался целый штат сотрудников: вёл переговоры, занимался организацией гастролей, расчётами с артистами, связями с прессой, следил за отправкой багажа, устраивал все приёмы и выезды Анны Павловой. А сам оставался в тени — о том, что они обвенчаны, знали только свидетели их свадьбы. Семейное предприятие оказалось успешным — Павлова и Дандре купили дорогой дом в лондонском предместье — с танцевальным залом, библиотекой, костюмерной. Дом окружали ровно подстриженные лужайки и газоны, там было огромное поле тюльпанов и пруд, в котором в любое время года плавали лебеди. Анна много выступала — её работоспособность не знала предела. Газеты писали, что её выносливость способна устыдить бегунов на длинные дистанции. Она давала до 250 выступлений в год, спектакли с её участием прошли в 44 странах — даже в тех, где и не представляли себе, что такое балет. Помимо этого, она успевала рекламировать новый крем, модные туфли и дорогие меха, фотографировалась для обложек модных журналов. В Европе она пользовалась неслыханной популярностью — в кондитерских продавались шоколадные конфеты «Павлова», в парфюмерных — туалетная вода, духи и мыло, названные в её честь. Где бы ни проходили её гастроли, главы государства непременно устраивали приёмы в её честь. Русскую балерину объявили почётным гражданином Квебека, король Испании каждый вечер присылал ей за кулисы роскошные букеты. Только в семейной жизни не было ни спокойствия, ни умиротворения. Дандре выполнял все требования Анны — она изводила его придирками и капризами. Настроение её менялось по десять раз на дню. Нервная, капризная, неуравновешенная Анна устраивала ему публичные разносы. — Вы могли бы пощадить меня хотя бы при посторонних, — укорял жену Дандре. — Разве я не обещала вам, что вы заплатите мне за все мои былые обиды и унижения? — торжествовала Анна. Но, странное дело, Дандре терпеливо сносил все нападки жены. Он следил лишь за тем, чтобы все желания Анны были исполнены точно и в срок. Ходили слухи, что у Анны появились любовники — её связь с художником-эмигрантом Александром Яковлевым длилась не один десяток лет. — Чтобы заслужить его любовь, я так долго притворялась, что он мне безразличен, что сама поверила в это, — говорила Анна подругам. Многие считали, что Дандре нашёл своеобразную форму мести — он выжимал из Анны все соки, устраивая напряжённый гастрольный график и заставляя выступать даже больной и простуженной, чтобы не выплачивать неустойку. Виктор не отменил гастроли в Эквадоре, хотя прекрасно знал, что там бушует эпидемия жёлтой лихорадки, Анна танцевала в Мексике под ливнем, выступала тяжелобольная. — Мы должны застраховать себя от нищеты, Аннушка, — уговаривал он жену. — Ты же видишь, что происходит — после революции из России в Европу хлынули толпы эмигрантов. Найти работу очень сложно. А «павломания» может сойти на «нет» в любой момент. К тому же век балерины короток. Анна и сама это понимала. Ей скоро полвека — в затылок дышат молодые балерины, из программы постепенно уходят сложные номера. Театральные критики писали, что Павлова променяла внутреннее развитие на бесконечное мелькание городов в окне поезда. В репертуаре Павловой за годы странствий практически не появилось ни одного нового номера. Она по-прежнему танцевала одноактные балеты из репертуара Мариинки. Анна боялась признаться самой себе, как она устала… В январе 1931 года Анна возвращалась в Париж с Лазурного Берега. Поезд потерпел аварию возле Дижона. К счастью, великая балерина не пострадала. Но ей пришлось идти пешком до ближайшей станции в лёгком пальто, а потом ещё двенадцать часов ждать поезда. В результате — тяжелейшая простуда и, как всегда не вовремя, на носу гастроли в Голландии. Но выйти на сцену Анне уже не довелось — по дороге в Голландию у Павловой началось воспаление лёгких, перешедшее в плеврит. Великая балерина скончалась в отеле, не дожив 10 дней до своего пятидесятилетия. Виктор Дандре пережил жену на 13 лет и умер в бедности. Воспользоваться деньгами Павловой он так и не смог, поскольку не смог доказать, что является мужем великой балерины. Он лишь удостоился чести быть похороненным рядом с Анной Павловой — на лондонском кладбище «Голдрес Грин». За всю совместную жизнь супруги фотографировались лишь дважды. Это один из двух редчайших снимков. У самого Дандре не сохранилось ни одной фотографии, поэтому он и не смог доказать, что являлся мужем балерины. Лидия ЮДИНА Опубликовано на сайте Издательского Дома «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru) Дочки-Матери, выпуск 04 (319) от 20 февраля 2006 г. Адрес статьи: http://gazeta.aif.ru/online/dochki/319/42_01?print- КУТУЗОВ Михаил Илларионович
- ВАВИЛОВ Сергей Иванович
- АЙВАЗОВСКИЙ Гаврил Константинович
- ПОПОВ Андрей Александрович
- ЛАЗАРЕВ Иван Давидович
- РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
- ТИТОВ Герман Степанович
- ЛУСПЕКАЕВ Павел Борисович
- СТРЕЛЬЦОВ Эдуард Анатольевич
- СИМОНОВ Константин Михайлович
- РАДИЩЕВ Александр Николаевич
- ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович
- СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
- БАБАДЖАНЯН Амазасп Хачатурович
- БОГОЛЮБОВ Николай Николаевич (старший)
- ГУКАСОВ Абрам Осипович
- ГУМИЛЕВ Николай Степанович
- БУНИН Иван Алексеевич
- ШОЛОХОВ Михаил Александрович
- КАРАХАН Лев Михайлович
- СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич
- КОРОЛЕВ Сергей Павлович
- ДЖИВЕЛЕГОВ Алексей Карпович
- ПОПОВ Александр Степанович
- ТАНИЧ Михаил Исаевич
- ГУКАСОВ Павел Осипович
- ГЕРЦЕН Александр Иванович
- ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна
- МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
- ВИЦИН Георгий Михайлович
- АХМАТОВА Анна Андреевна
- АМОСОВ Николай Михайлович
- ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич
- ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
- ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович
- ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич
- ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ
- РЯЗАНОВ Эльдар Александрович
- КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна
- САМОХИНА Анна Владленовна
- АРГУТИНСКИЙ-ДОЛГОРУКОВ Петр Михайлович
- БРЮСОВ Валерий Яковлевич
- КУПРИН Александр Иванович
- ТРИОЛЕ Эльза
- ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСЕЕВНА
- БЕРДЯЕВ Николай Александрович
- ПРИМАЧЕНКО Мария Авксентьевна
- ЛАНДАУ Лев Давидович
- КУИНДЖИ Архип Иванович
- ФАНАРДЖЯН Виктор Варфоломеевич
- САМОЙЛОВА Татьяна Евгеньевна
- МИРОНОВ Андрей Александрович
- КАРАХАНОВ Эдуард Аветисович
- БАКУНИН Михаил Александрович
- КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович
- ЛАЗАРЕВ Христофор
- БЕРБЕРОВА Нина Николаевна
- АСАДОВ Эдуард Аркадьевич
- АРГУТИНСКИЙ-ДОЛГОРУКОВ Моисей Захарович
- ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
- ПИОТРОВСКИЙ Михаил Борисович
- МИКЛУХО-МАКЛАЙ Николай Николаевич
- АЛЛЕГРОВА Ирина Александровна
- АЛФЕРОВА Ирина Ивановна