российская актриса театра и кино 1930-40-х г., заслуженная артистка РСФСР (1947). В 1935-1937 гг. – актриса Московского Реалистического театра под руководством Николая Охлопкова. В 1943-1948 гг. – актриса театра им. Ленинского комсомола в Москве. В 1948 г. незаконно репрессирована. В 1954-1959 гг. – актриса театра им. Ленинского комсомола. В 1959-1979 гг. – артистка Госконцерта и Москонцерта. В 1921 г. пошла учиться в 24-ю трудовую школу на Новослободской улице. В третьем классе ее отчислили из школы. Выяснилось, что ее отец в гражданскую войну воевал на стороне белогвардейцев. После этого ее отдали в школу напротив Театра им. Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, директор которой согласился скрыть неприятный факт в биографии девочки. Окончив школу в 17 лет, устроилась работать курьером в Народном комиссариате просвещения, а вечерами училась на чертежных курсах. Следом за своим двоюродным братом Львом поступила в архитектурный институт. Однажды на улице к ней подошли и пригласили сниматься в кино.
Благодаря кино актриса познакомилась со своим будущим мужем: студентом киновуза Дмитрием Варламовым. Однако первый брак оказался неудачным и даже рождение дочери Инги не спасло его. Удача улыбнулась ей в 1934 г., когда начинающий режиссер Михаил Ромм предложил ей роль в фильме «Пышка». После «Пышки» актрису заметили и уже через несколько месяцев после премьеры пригласили на главную роль в фильме «Горячие денечки» Александра Зархи и Иосифа Хейфица. В августе 1937 г. опять арестовали отца и ее, как дочь «врага народа», уволили из театра и сняли со съемок фильма, в котором она только что начала сниматься. Однако и это испытание не сломило молодую женщину. Позднее она вспоминала: «Когда арестовали отца и бабушку и нужно было думать, как прокормить маму и маленькую дочь, мне удалось избежать искушения выйти замуж по расчету. О, если бы вы знали, какие у меня были поклонники!..» Говоря о своих поклонниках, актриса не преувеличивала, в нее действительно были влюблены многие тогдашние знаменитости: режиссеры Николай Садкович, Леонид Луков, Николай Охлопков, поэт Михаил Светлов, музыкант Эмиль Гилельс. Она же в 1938 г. выбрала себе в мужья преуспевающего писателя – 30-летнего Бориса Горбатова.
В 1940 г. она вновь попадает на съемочную площадку: она снимается в фильме режиссера Николая Садковича «Майская ночь». Через год вместе с легендарным Петром Алейниковым играет в фильме «Александр Пархоменко». В 1943 г. ее принимают в труппу Театра Ленинского комсомола. Между тем красота актрисы сыграла с ней злую шутку: на нее «положил глаз» сам Лаврентий Берия. В конце 1945 г., когда Борис Горбатов уехал в качестве журналиста на Нюрнбергский процесс, Лаврентий Берия обманом заманил ее в свой особняк на улице Качалова. Между тем еще один претендент добивался в те годы благосклонности актрисы – маршал Югославии Иосип Броз Тито. Их знакомство произошло при следующих обстоятельствах. В 1946 г. ей, как одной из красивейших актрис советского кино, предложили отправиться в заграничное турне, которое проходило в пяти странах, в т. ч. и в Югославии. В то время там с большим успехом демонстрировался фильм с ее участием «Ночь над Белградом». Был организован прием в ее честь руководителем страны Иосипом Броз Тито. Во время этой встречи он предложил ей остаться навсегда в Хорватии, даже обещал построить для нее там киностудию. Однако на этом «югославская» тема в судьбе актрисы не исчерпалась. Если с Брозом Тито актрису связывали платонические отношения, то вот с послом СФРЮ в СССР Владо Поповичем у нее случился самый настоящий роман. Не менее влиятельным ее ухажером был и тогдашний министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов. Но ему не повезло: когда в гостинице «Москва», во время одного из приемов, он попытался ее поцеловать, она влепила ему пощечину. Правда, тогда она не знала, кем в реальности был этот человек. Он же ей этого не простил. 13 ноября 1948 г. ее арестовали по статье 58.10 – антисоветская агитация и пропаганда. Во время ареста никакого ордера ей предъявлено не было, актрисе показали только короткую записку: «Вы подлежите аресту. Абакумов».
Ее осудили на 10 лет и отправили в один из лагерей в Джезказгане (таких лагерей она сменит еще четыре). Лагерная «эпопея» актрисы длилась более четырех лет. За эти годы она несколько раз была на грани голодной смерти, однажды чуть не умерла от гнойного плеврита. В лагере встретила свою первую и единственную в жизни любовь. Его звали Алексей. Они встретились в Каргопольлаге в агитбригаде, где он играл на аккордеоне. Между тем законный муж осужденной актрисы, Борис Горбатов, счел за благо вычеркнуть ее из своей жизни навсегда. В 1954 г. она была выпущена из лагеря на свободу. Вернувшись в Москву, поселилась на Арбате у своей уже замужней дочери и устроилась работать в Театр Ленинского комсомола. Однако там ей доставались второстепенные роли. А в скором времени и вовсе уволили из театра. Так же как и в театре, у актрисы не сложилась дальнейшая работа в кино. Через два года после возвращения из лагеря она снялась в фильме режиссера Владимира Сухобокова «Ночной патруль», причем роль ей досталась отрицательная. Игра в этом фильме не принесла ей славы, как и в последующих картинах. Замуж после освобождения выходила еще дважды. Одним из мужей был Арчил Гомиашвили, с которым они обвенчались. Автор книги воспоминаний «Татьянин день». На 86-м году жизни она решилась на пластическую операцию. Это был роковой шаг: ей занесли тяжелую инфекцию, и почти два года она боролась с недугом, но все же умерла.