Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2006-10-10

просмотров - 3

ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич

Имя латиницей: Gilel`s Emil` Grigor`evich

Пол: мужской

Дата рождения: 19.10.1916

Место рождения: Одесса, Украина

Дата смерти: 14.10.1985 Возраст (68)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Весы

По восточному: Дракон

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: искусство, музыка, педагог, пианист.

Anno: 1950

Эмиль Григорьевич ГИЛЕЛЬС

российский пианист, народный артист СССР (1954). Один из крупнейших пианистов ХХ в. Соединил в своей пианистической манере различные тенденции: листовско-рубинштейновскую виртуозность, философскую глубину в трактовке, гармоничность, сдержанность, содержательно-технологическую выверенность, психологизм русской школы. Создал шедевры исполнительских интерпретаций (таковы в особенности его прочтения музыки Людвига ван Бетховена, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, П. И. Чайковского), с исключительной скульптурностью, рельефностью фразировки, яркостью и разнообразием тембровых красок. Его судьба сложилась так, что он стал, особенно в 1930-е гг., неким символом победительного постреволюционного искусства. Путь пианиста для мировой общественности явился убедительным доказательством преимуществ советской власти: ведь если и ранее в бесплатной Музыкальной школе одаренные дети из бедных семей могли получить образование, то только после 1917 г. можно было совершенствовать его в отечественных консерваториях. Он с 5 до 14 лет обучался игре на фортепиано у Якова Ткача (ученика Рауля Пуньо); раскрыла талант музыканта известный педагог Берта Михайловна Рейнгбальд, по классу которой он окончил в 1935 г. Одесскую консерваторию. Еще в 1931 г. победил на Втором Всеукраинском конкурсе пианистов, а два года спустя стал первым победителем на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве. Свой первый сольный концерт дал в возрасте 13 лет. Совершенствуясь в Школе высшего мастерства при Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза, он стремительно раскрывал свои редкостные возможности как уникальный виртуоз, яркая индивидуальность. После 2-й премии на международном конкурсе пианистов в Вене (1936) последовала знаменательная победа советского пианизма – первая премия Гилельса на известном конкурсе им. Изаи в Брюсселе (1938). Мастерство и талант пианиста были признаны и горячо любимы отечественной аудиторией; его концерты были событием, его пример и его интерпретации служили эталоном для музыкантов. С 22 лет он начал преподавать в Московской консерватории; с 1952 г. – профессор; впоследствии у него совершенствовались Марина Мдивани, Игорь Жуков и Валерий Афанасьев. Основной для пианиста, несомненно, являлась активная концертная деятельность, позже – и запись значительной части обширного репертуара. Феноменальное совершенство пианиста-романтика, общительность, оптимизм его «раннего» исполнительского стиля (подчас не без влияния «салонности») вызывали неизменный восторженный энтузиазм советской публики. Во время войны он, как и другие артисты, много выступал в прифронтовых городах, госпиталях. Достижения музыканта увенчали Государственная премия (1946) и звание Народного артиста СССР (1954). Однако его первые концерты за границей (в ЧССР) начались лишь с 1948 г. Его сенсационный нью-йоркский дебют состоялся в 1955 г. Во всем мире он пользовался художественным авторитетом как блестящий виртуоз и глубокий интерпретатор, особенно сочинений Бетховена. Сотрудничая со звукозаписывающими фирмами (в СССР и с «Dеutsсhe Grаmmорhоn», «ЕМI», «Suрrарhоn»), записал большинство сонат Бетховена и все концерты с дирижером Джорджем Сэллом, а также Фридерика Шопена, Листа, Брамса (записи его концертов с дирижером Эугеном Йохумом), Чайковского, Н. К. Метнера, С. В. Рахманинова. Его интерпретации вошли в золотой фонд мирового исполнительства. Выступал он также в ансамбле с Л. Б. Коганом и М. Л. Ростроповичем, с квартетом им. Бетховена и др. Вслед за Ленинской премией (1962) последовали почетное членство в Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии им. Листа (Будапешт, 1970). Концертировал с неизменным успехом в Италии, Франции, Англии, Германии, Австрии, США, Японии и других странах. В последние годы продолжал совершенствоваться, расширять репертуар, полностью поставив мощную виртуозность на службу глубинным трактовкам, как в 29-й, 30-й, 31-й сонатах Бетховена, сочинениях Брамса. Эпической весомостью, философской значимостью отличаются, например, его поздние прочтения Первого концерта Чайковского, концертов Брамса (с Эугеном Йохумом). Первой женой Гилельса была рано скончавшаяся (в 30 лет) превосходная пианистка Роза Тамаркина. Пианисткой была и покойная дочь Гилельса, Елена; в ансамбле с ней Гилельс записал, в частности, произведения Шуберта в четыре руки, двойной Концерт Моцарта с Карлом Бемом.
Медиа (0)
Связи (11)
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх