российский живописец, художник театра, заслуженный деятель искусств Республики (1928). Пступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891-1896) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьезное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь. Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897 г., легко и страстно учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учеба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза». Художественный дар сочетался в нем с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня. В 1902 г. сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символисткого толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входит в объединение «Мир искусства». В 1902 г. совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным взялись за роспись саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодежь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены. В 1904 г. был одним из организаторов выставки «Алая роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая роза», окончательно определившимся после одноименной выставки в 1907 г. В 1906 г. по приглашению С. Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно). Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства». В конце 1900-х гг. в творчестве художника наступил кризис. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911-1912) и Среднюю Азию (1912-1913), его творческий гений вновь взлетает ввысь, еще выше, чем в «голуборозовский» период. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и все та же ирреальность сюжета – его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят его в ряд художников мирового уровня. В годы революции работал с огромным подъемом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вел педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919-1924). Создает новые вариации восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Е. М. Бебутовой (1921-1922), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922-1923). В 1923 г. по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты». Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925-1929). Светом и движение дало глубину его композициям, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928). Живописец стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 г. дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». Работы конца 1920 – начала 1930-х гг. были последним, третьим пиком взлета его творчества. Также он работал в области театральной декорации. Зарекомендовал себя как самобытный художник театра («Сакунтала» Калидасы в Камерном театре, 1914, постановка А. Я. Таирова).
Досье личности
КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич
Имя латиницей: Kuznecov Pavel Varfolomeevich
Пол: мужской
Дата рождения: 17.11.1878
Место рождения: Саратов, Россия
Дата смерти: 21.02.1968 Возраст (89)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Скорпион
По восточному: Тигр
Ключевые слова: живопись, искусство, художник.
Anno: 1912
Павел Варфоломеевич КУЗНЕЦОВ
Павел Варфоломеевич КУЗНЕЦОВ в фотографиях:
- АРХИПОВ Абрам Ефимович (1862 - 1930)
- БЕЛЮТИН Элий Михайлович (1925 - 2012)
- БЕЛЯКОВА Екатерина Михайловна (1892 - 1980)
- БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (1870 - 1905)
- БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924)
- БУКИНИК Михаил Евсеевич (1872 - 1947)
- ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872 - 1929)
- КАЙРЮКШТИС Витаутас (1890 - 1961)
- КАРЕВ Алексей Еремеевич (1879 - 1942)
- КИКИН Андрей Викторович (1898 - 1963)
- КОРОВИН Константин Алексеевич (1861 - 1939)
- МАТВЕЕВ Александр Терентьевич (1878 - 1960)
- НУРАЛИ Бяшим Юсупович (1900 - 1965) (НУРАЛИ Б. Ю. был учеником КУЗНЕЦОВА П. В.)
- ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878 - 1939)
- САРАБЬЯНОВ Дмитрий Владимирович (1923 - 2013)
- СЕРОВ Валентин Александрович (1865 - 1911)
- ТАИРОВ Александр Яковлевич (1885 - 1950)
- ТОКМАКОВ Лев Алексеевич (1928 - 2010)
- УТКИН Петр Саввич (1877 - 1934)
- ЭФРОС Абрам Маркович (1888 - 1954)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- www.artsait.ru
- www.dissercat.com
- www.art-catalog.ru