афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Также стал первым активным деятелем черного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.
Родился в семье пастора баптистской церкви. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии. Осенью 1944 г. поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал о том, что против расизма выступают не только чернокожие, но и многие белые. В 1947 г. был рукоположен как служитель, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 г., он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 г. получил степень бакалавра богословия. В 1955 г. Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.
В январе 1952 г., прожив в Бостоне около пяти месяцев, познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт, на которой вскоре женился. В 1954 г. стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 г. произошел инцидент с Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся 381 день, несмотря на сопротивление властей и расистов, привел к успеху акции – Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной. В январе 1957 г. Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В сентябре 1958 г. был ранен ножом в Гарлеме. В 1960 г. по приглашению Джавахарлала Неру посетил Индию, где изучал деятельность Махатмы Ганди. Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе – начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.
Широкую известность получила речь «У меня есть мечта», которую во время марша на Вашингтон в 1963 г. у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Как политик, являлся уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь. 28 марта 1968 г. он возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. Через несколько дней он был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн». Стал первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.