21.02.2011
Ким Сисып ??? (???), Литературный псевдоним: Мэвольдан ??? («Зал дикой сливы и луны»). Поэт, прозаик и философ, Ким Сисып родился в 1435 году в небогатой семье конфуцианского ученого. По преданию, он уже в пять лет знал иероглифы и умел писать стихи на ханмуне. Однажды король Седжон, прослышав об удивительных способностях мальчика, пригласил его ко двору и, удостоверившись в его одаренности, приказал выдать в награду пятьдесят кусков лучшего шелка.
В возрасте тринадцати лет Ким Сисып был отдан в придворную школу, затем обучался при монастыре Чингванса. Перед ним открывалась блестящая государственная карьера, однако, когда в 1455 году малолетний король Танджон (1452 – 1455 гг.) был свергнут своим дядей (будущим государем Седжо), Ким в знак протеста против узурпации вместе со многими другими учеными оставил придворную службу и постригся в монахи.
Сначала Ким Сисып поселился в Кэсоне – древней столице династии Корё. После того, как свергнутый Танджон в 1457 году был умерщвлен по приказу короля, поэт вместе с несколькими друзьями, так же ушедшими с государственных постов, уединяется в уезде Кымхва, где живет в простом шалаше. Здесь единомышленники пишут сатиру на государя Седжо. Однако вскоре интерес Ким Сисыпа к политике охладевает. Один он отправляется в путь. Отныне почти вся его жизнь – история путешествий по землям Кореи. Он бродит по горам провинции Квансо (совр. Пхёнандо), посещает места, издавна славящиеся своей красотой. В 1460 – 1462 гг., покинув Квансо, поэт странствует по Квандону (провинция Канвондо на западном побережье страны) и снова пишет стихи. Наконец, в 1464 году Ким Сисып осел недалеко от Кёнджу, бывшей столицы королевства Силла, на горе Золотой Черепахи – Кымосан.
В это время король Седжо, власть которого значительно упрочилась, стал принимать меры, чтобы привлечь на свою сторону ученых, которых некогда преследовал. Вспомнил он и о Ким Сисыпе. В 1465 году, когда в Хансоне (совр. Сеул) было завершено строительство огромного буддийского монастыря Вонгакса, король пригласил Кима на его открытие. Поэт явился, но не остался в столице, а вскоре вернулся в свою обитель. Следующие шесть лет его жизни, проведенные на горе Кымосан, были наиболее плодотворными. Ким Сисып объединяет в сборник поэтические зарисовки, сделанные во время странствий, создает новые стихи. В послесловии к книге своих стихотворений поэт так описывает свою жизнь:
«Я поселился в Кымо, поскольку не хотел больше странствовать
в дальних краях… И здесь я страдаю от холода, и болезни
приходят одна за другой. Только забавы ради брожу иногда по
морскому берегу или гуляю у дальних пригородов и усадеб,
разыскивая дикую сливу и расспрашивая, где растет бамбук.
Чаще же развлекаю себя чтением вслух стихов да вином».
В этот же период Ким Сисып создает свое самое знаменитое произведение – цикл новелл «Кымо синхва» («Новые рассказы, услышанные на горе Золотой Черепахи»), написанный, как и все остальное творчество писателя, на литературном китайском языке – ханмуне.
В дошедшей до нас первой части сборника пять новелл. Было ли написано продолжение – неизвестно. Старинное предание рассказывает, что рукопись «Кымо синхва» была замурована автором в стене и найдена спустя много лет после его смерти. Впервые книга была издана в Японии, в 1653 году. В XVII – XVIII вв. японцы Мисима Насаку и Оно Кояма написали к сборнику комментарии. Затем он получил известность и на родине, в Корее.
«Кымо синхва» написаны под влиянием китайского писателя XIV века Цюй Ю и его книги «Новые рассказы у догорающей лампы», которая в то время был запрещен в самом Китае как «безнравственная». Новеллы, созданные Ким Сисыпом – фантастические повествования о столкновении человека с миром духов. Действие рассказов происходит в Корее. Концовка, обычно, трагическая – соприкоснувшись с чудесным, его герои не могут вернуться к обычной жизни и погибают. Проза в сборнике чередуется с многочисленными стихами, которые произносят персонажи. Заканчиваются «Кымо синхва» послесловием, также стихотворным:
В низкой комнате, устланной войлоком черным,
Так уютно, тепло…
Тень от сливы лежит силуэтом узорным,
Ночное светило взошло.
Лампу я поправляю, вьется дым благовонный,
Мигом кажется час.
Праздно дни провожу я, – только ночью бессонной
Мой огонь не погас.
На казенную службу мне ходить неохота,
Кистью работать невмочь.
Только память со мной; не приходит дремота,
Хоть сейчас – глубокая ночь.
У окна, за которым сосна молодая
Радует глаз,
Стол да медный кувшин, – и сижу я, слагая
За рассказом рассказ.
Между тем в столице произошли большие перемены. В 1468 году умер Седжо. Его сын Еджон вскоре был свергнут, и в 1469 году новым королем стал Сонджон. Вскоре после вступления на престол, король пригласил Ким Сисыпа к себе и предложил поэту поступить на государственную службу, обещая свое покровительство. Однако тот отказался от чиновничьей карьеры и решил до конца своих дней вести жизнь отшельника.
Ким Сисып поселился в горах Сураксан уезда Янджу, где, по примеру китайского поэта Тао Юань-мина, занялся земледелием. Одновременно он пишет сборники стихов «О чувствах» и «Вторя Тао, призываю к занятию земледелием», а также философские эссе «О любви к живым существам и вещам», «О любви к народу», «О наказаниях и правлении», «О талантах», «О возникновении богатства». К Ким Сисыпу приходит широкая известность. У него появляются ученики и последователи.
В 1478 году, оставив монашеский образ жизни, Ким Сисып женился. Но семейная жизнь оказалась неудачной: жена и маленький сын вскоре умерли. Поэт вновь вернулся к монашеству.
Скончался Ким Сисып в 1493 году в монастыре Мурянса в горах Хонсан провинции Чхунчхондо. Незадолго до смерти он нарисовал свой портрет, на котором написал «Истинную хвалу самому себе»:
«Почетная слава или хула – что повстречалось тебе? Твой облик
невзрачен, а слова твои – великое невежество. И ты достоин
того, чтобы среди холмов и падей тебя поместили».