Досье личности

Ценность: 3,188 (16)

Симпатия: 3,25 (16)

дата обновления - 2016-01-21

просмотров - 9

ХАНЖОНКОВ Александр Алексеевич

Имя латиницей: Khanzhonkov Aleksandr Alekseevich

Пол: мужской

Дата рождения: 08.08.1877

Место рождения: деревня Ханжонковка, ныне поселок Ханжонково, Донецкая область, Украина

Дата смерти: 26.09.1945 Возраст (68)

Место смерти: Ялта, Украина

Знак зодиака: Лев

По восточному: Бык

География: ЕВРОПА, РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: дело, издатель, искусство, кино, пионер, режиссер, сценарист.

Anno: 1907

ХАНЖОНКОВ Александр Алексеевич

российский предприниматель, организатор кинопроизводства, продюсер, режиссер, сценарист, один из пионеров русского кинематографа. Из дворян Войска Донского. В 1896 г. окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и был принят в чине подхорунжего в привилегированный Донской 1-й казачий полк, расквартированный в Москве. В 1905 г. в чине подъесаула уволился в запас по состоянию здоровья, получив причитающуюся в таких случаях по закону выплату в 5 тысяч рублей. Эту сумму он вложил в кинопроизводство: видимо, поначалу стал пайщиком московской компании «Гомон и Сиверсен», которая вскоре влилась в его собственное предприятие и на ее основе он организовал на новом оборудовании фабрику по производству кинолент в доме Саввинского подворья. Весной 1906 г. создается на паях Торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков», целью которого был прокат в России зарубежных кинофильмов и создание российских кинолент. Поначалу он занимался только кинодокументалистикой и прокатом в России зарубежных фильмов, но уже летом 1907 г. начал съемки собственной постановочной картины, которая, впрочем, закончена не была. 2 января 1909 г. выходит на экраны первая художественная продукция его ателье – фильм «Драма в таборе подмосковных цыган». К этому времени у него в работе находятся одновременно несколько художественных и множество документальных фильмов, которые выходят в 1909 г. – в т. ч. «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и др. Для работы над ними он привлекает начинающего режиссера Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли тогда Александра Гончарова, Андрей Громов, Петр Чардынин и в которую тремя годами позже поступил Иван Мозжухин. Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов. С конца 1910 г. его компания начинает издавать журнал «Вестник кинематографии». В 1913 г. в Ростове-на-Дону появляется второе издание – «Синема». С 1915 г. начинает также выходить финансируемый им журнал «Пегас», где, помимо материалов о кино, печатались также материалы о театральной жизни, музыке, литературе и современной культуре вообще. На счету его киноателье множество важнейших достижений в развитии российского кино. В 1911 г. на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», поставленный совместно с Гончаровым. В 1912 г. компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объемной анимации – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. С начала 1910-х гг. его кинокомпания становится бесспорным лидером российского кинопроизводства. В начале 1912 г. она была преобразована в акционерное общество «Ханжонков и К°», с уставным капиталом в 500 000 рублей. Он был единственным из крупных российских кинопроизводителей, кто создал в своем ателье специальный Научный отдел для съемок образовательных, видовых и этнографических фильмов, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов. Весной 1917 г. он вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым, где организует полноценное кинопроизводство в Ялте и в течение нескольких лет продолжает выпускать фильмы. После разгрома армии Петра Врангеля в ноябре 1920 г. уезжает в Константинополь, затем в Милан и Вену, где пытается восстановить кинопроизводство. В 1922 г. на арендованной вилле в Бадене он организует исследования по созданию звуковых фильмов, однако вынужден прекратить их из-за нехватки средств. В 1923 г. к нему обращаются представители акционерного общества «Русфильм» с предложением вернуться на родину. Он предложение принимает, однако «Русфильм» закрывается, так и не начав работать. Ханжонков некоторое время работает консультантом «Госкино», а затем заведующим производством «Пролеткино». В 1926 г. вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге, ввиду отсутствия доказательств его вины, он был освобожден, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишен политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, вынужден был переехать из Москвы в Ялту. В 1934 г. он вписьменном виде обращается к председателю кинофотоуправления (фактическому министру кинематографии СССР) Борису Шумяцкому с просьбой помочь. Письмо возымело действие – он был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию. В последние годы жизни занимался написанием мемуаров. Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии» (1937). Похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище.

Медиа (7)

ХАНЖОНКОВ Александр Алексеевич в фотографиях:

Связи (12)
Источники (8)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх