японский буддийский монах, прославившийся своими двумя путешествиями в Тибет (4 июля 1900-15 июня 1902; 1913-1915) и четырьмя в Непал (1899; 1903; 1905; 1913), и книгой о своих путешествиях «Три года в Тибете». Стал первым зафиксированным в истории японцем, посетившим эти страны. Принял решение о следовании духовной стезе в раннем возрасте, после того, как согласно обычаю ему выпало поднести факел к погребальному костру своего дяди. Начал свое монашеское образование в дзэнском храме Обаку-сан Мампукудзи в пригороде Токио. На его устремления повлияло активное обновленческое движение среди японских буддистов. Возникшее вследствие Революции Мэйдзи и особенно активное на рубеже XIX-XX в. Для освоения оригинальных текстов учился у Нандзе Бунъю, основателя японской научной школы санскритологии. Также изучал японскую традиционную и западную медицину, что далее помогло ему в путешествиях. До марта 1891 г. занимал должность ректора в знаменитом дзэнском монастыре Гохяку-ракан в Токио, затем провел три года в отшельничестве в Киото, изучая буддийские тексты. Принял решение выучить тибетский язык и посетить Тибет. Уехал в Тибет в июне 1897 г. и вернулся в мае 1903 г. Путешествие до Лхасы через Индию и Непал заняло почти 4 года, в течение которых останавливался во многих монастырях и совершил обход горы Кайлас. Значительное время прожил в монастыре Сэра. Прибыл в Лхасу весной 1901 г. Путешествовал под видом китайского монаха и приобрел репутацию великолепного врача. Эта репутация привела к его аудиенции у Далай-ламы XIII (1876-1933). Застал в качестве особо приближенного к Далай-ламе лица его наставника Агвана Доржиева. Инкогнито Экай Кавагути в Тибете было раскрыто, и ему пришлось бежать из страны. Некоторые тибетцы из тех, кто покровительствовал ему, подверглись тюремному заключению. Остался в Непале, чтобы помочь им. По его просьбе этот вопрос в 1903 г. поднял непальский премьер-министр Чандра Шамшер Рана. В результате его обращения к тибетской администрации, тибетские друзья Экай Кавагути были освобождены. Вновь отправился из Японии в путешествие по Индии и Непалу в октябре 1904 г. с целью изучения санскрита и поиска новых рукописей. Непал заменил ему недоступный Тибет. Приложил усилия для поставки в Непал современного оборудования и организовал первые поездки непальских студентов в Японию на японскую стипендию. Состоял в дружбе с Президентом Теософского общества Анни Безант. В 1912 г. приехал в Непал вновь, в качестве паломника, чтобы посетить незадолго до этого обнаруженный столб Ашоки в саду Лумбини. Из Непала отправился в ставшую более доступной Лхасу в 1914 г., став на этот раз одним из четырех японцев в Лхасе. Остальными были еще два японских монаха: Аоки Бунке и Тада Токан, а также военный инструктор Ядзима Ясудзиро. В Японии он вернулся в Гохяку-ракан, где занимался сверкой буддийских сутр Японии с привезенными из Тибета, преподаванием и публичными лекциями. Стал известен как дзэнский мастер, имеющий тантрические передачи из Тибета. Около 1916 г. его посетила французская путешественница Александра Давид-Неэль, пытавшаяся проникнуть в Тибет и изгнанная из Сиккима. Его рассказы о путешествии в Тибете под личиной местного жителя вдохновили решение Дэвид-Неэль предпринять новые попытки проникнуть в Тибет снова. В 1921 г. оставил монастырскую жизнь, а в 1926 г. опубликовал «Буддизм домохозяина». Стал профессором Университета Тайсе, где сделал вклад в изучение тибетского языка.
Досье личности
КАВАГУТИ Экай
Имя латиницей: Kawaguchi Ekai
Пол: мужской
Дата рождения: 26.02.1866
Место рождения: Сакаи, префектура Осака, Япония
Дата смерти: 24.02.1945 Возраст (78)
Место смерти: Каваути, префектура Фукусима, Япония
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Тигр
География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, НЕПАЛ, СРЕДНЯЯ АЗИЯ, ТИБЕТ, ЯПОНИЯ.
Ключевые слова: литература, писатель, путешественник.
Anno: 1903