древнееврейский историк и военачальник. Известен дошедшими до нас на греческом языке трудами – «Иудейская война» (о восстании 66-71) и «Иудейские древности» (где изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны). Как и трактат «Против Апиона», они имели целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против этого народа. Родился в первый год царствования Гая Калигулы, то есть в 37 г. По отцу принадлежал к знатному священническому роду (был священником «первой череды»), а его мать происходила из царского рода Хасмонеев-Маккавеев. Получил хорошее образование – как еврейское, так и греческое. В возрасте 19 лет присоединился к фарисеям. В 26 лет (ок. 64 года) ездил в Рим в качестве защитника нескольких знатных евреев, обвиненных прокуратором Феликсом и отправленных в цепях в Рим. Здесь он, благодаря еврею Алигуру, придворному актеру Нерона, познакомился с женой Нерона Поппеей и через нее добился для этих евреев освобождения. Мощь и культура Римской империи произвели на него огромное впечатление. По возвращении в Иерусалим он обнаружил, что евреи готовятся восстать против римского правления. Сознавая опасность борьбы с Римом, присоединился сначала к миролюбивой партии фарисеев, однако вскоре ему была поручена оборона Галилеи (северной части Иудеи). Там он набрал около 10 000 войска, укрепил Иотапату (Йодфат), Тивериаду (Тверия), Гамалу (Гамла), Вирсавию (Беэр-Шеву), Тарихею и др. Когда Веспасиан в 67 г. вступил в пределы Галилеи, и сильные крепости почти без боя одна за другой переходили под власть римлян, Иосиф со своим отрядом заперся в крепости Йотапата. Однако ни мужество Иосифа и его войска, ни военные хитрости не спасли крепость. Выдержав 47-дневную осаду, Йотапата пала. Сам он успел вместе с 40 товарищами скрыться в пещере, вход в которую был из глубокой цистерны. Это убежище было открыто, и Веспасиан через военачальника Никанора увещевал Иосифа сдаться, обещая ему полную безопасность. Он согласился, но не мог склонить к тому же своих товарищей, покушавшихся убить его за измену. Тогда он предложил по жребию постепенно умерщвлять друг друга. В конце концов остался в живых только Иосиф с товарищем, которого он убедил отдаться римлянам. Приведенный в римский лагерь и представленный Веспасиану, Иосиф предсказал ему императорскую власть. Веспасиан первоначально счел его предсказание за лукавую выдумку, но, когда узнал о смерти Нерона и Гальбы и о борьбе между Отоном и Вителлием, поверил ему и осыпал дарами. Чтобы спасти себе жизнь, Иосиф предложил Веспасиану свои услуги и тот, отправляясь в Рим, оставил его в свите своего сына Тита в качестве переводчика и дал ему свободу. С того времени он стал носить фамильное имя своего господина – «Флавий». Во время осады Иерусалима несколько раз выступал парламентером, убеждая своих соотечественников отдаться во власть римлянам, даже «со слезами» умолял их о том. После взятия Иерусалима в 70 г. Тит по просьбе Иосифа отдал ему священные книги и освободил 190 человек, запершихся в Храме. Последние годы своей жизни провел при дворе римских императоров. Веспасиан возвел его в звание римского гражданина, подарил ему поместья в Иудее и дал ему помещение в Риме в своем прежнем дворце. Тит и Домициан также продолжали ему покровительствовать. Год смерти Иосифа неизвестен. Проводя спокойную жизнь при дворе римских императоров, он занялся литературным трудом. В своем первом сочинении, «Иудейская война», по свежим впечатлениям повествует о войне римлян с евреями и о разрушении Иерусалима, предпослав подробному рассказу об этом событии краткий очерк (1-я и 2-я книги) всего случившегося со времени взятия Иерусалима Антиохом Епифаном до отступления от Иерусалима Цестия Галла, римского наместника Сирии, и разгрома его войск евреями. Эта победа опьянила евреев и послужила первым толчком к серьезному восстанию против римской власти, история которого и составляет предмет повествования остальных пяти книг. Другое сочинение Иосифа, «Автобиография», написано гораздо позднее, в царствование Домициана, о котором есть упоминание в конце этого сочинения. В нем излагаются факты из жизни Иосифа, не вошедшие в состав книг «Иудейской войны», и оно является дополнением как этого последнего сочинения, так и «Иудейских древностей», так что в некоторых кодексах Флавиевых сочинений она присоединяется к 20-ти книгам «Древностей» в качестве последней, 21-й книги. Цель «Автобиографии» – апологетическая: Иосиф защищает свои распоряжения в должности правителя Галилеи против нападок на него со стороны еврейского историка Юста Тивериадского, секретаря Агриппы II, который в написанной им истории войны иудеев с римлянами обвинял Иосифа в том, что тот первый положил начало восстанию против римского господства. Его третье произведение – «Иудейские древности», состоящее из 20 глав. Этот труд, охватывающий историю всей еврейской древности – как говорит он сам в предисловии к нему – предназначался для греков; для них он сделал извлечение из еврейских книг (то есть книг священных). Он хотел доказать, что и еврейский народ имеет свою историю и притом историю, насчитывающую десятки веков. До 7-й главы XI книги его повествование идет параллельно повествованию Библии; затем он продолжает прервавшийся на царствовании Кира библейский рассказ. Его повествование особенно подробным делается с эпохи Птолемеев и Селевкидов. Три последние книги передают события со смерти Ирода Великого до управления Иудеей Гессия Флора. Кроме перечисленных сочинений, ему принадлежат еще две книги «О древности иудейского народа», или «Против Апиона», александрийского грамматика, который был послан александрийскими греками в Рим, где обвинял евреев перед Калигулой в том, что они не чтут его как бога. В 1-й книге Иосиф Флавий говорит о преимуществах историографии евреев и всех вообще восточных народов перед историографией греков и римлян и обличает Манефона и других историков, писавших о происхождении евреев из Египта. Вторая книга направлена против сочинения Апиона о евреях; здесь он защищает Моисея и его законодательство. Как в этом, так и во всех других своих сочинениях Иосиф отдает предпочтение воззрениям фарисеев. Наконец, некоторыми исследователями Флавию приписывается философский трактат «О господстве разума», в котором автор, стараясь сблизить греческую философию с библейским повествованием, библейскими примерами доказывает и разъясняет мысль, выраженную в заголовке трактата. Историческое значение его сочинений заключается, главным образом, в том, что его труды являются основным источником истории евреев начиная с эпохи Маккавеев до завоевания Иерусалима римлянами. Христианские учителя церкви, как Феофил Антиохийский, Климент Александрийский, Тертуллиан, равно и церковные писатели Евсевий, Иероним и др., с похвалой отзываются об Иосифе Флавии, ссылаясь на него как на признанный авторитет. Его труды приводились в качестве свидетельства смерти Иоанна Крестителя, побиения камнями Иакова, брата Господня, а также распятия Иисуса Христа. В конце XIX в. эти главы рассматривались как вставки позднейшего происхождения (Бруно Бауэр). Приписать фрагменты самому Флавию не позволяет, главным образом, именование автором Иисуса Христом, что противоречит мнению Оригена, что Флавий не являлся христианином. С другой стороны, наличие данной фразы у писателя-фарисея пытаются объяснить тем, что блаженный Иероним, цитируя Флавия, писал вместо слов «То был Христос» – «Его считали Христом». Также в начале XX в. в научный оборот был введен текст X в. «Всемирной истории», написанной епископом Агапием, где утверждается, что Иосиф в своих трудах только передает слова христиан.
Досье личности
ИОСИФ ФЛАВИЙ
Другое имя: Иосиф бен Маттиас
Имя латиницей: Iosephus Flavius
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.37
Дата смерти: 00.00.100 Возраст (63)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ, ДРЕВНИЙ РИМ, ИУДЕЯ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: армия, война, знание, историк, наука, полководец.
Anno: 0080
ФЛАВИЙ ИОСИФ
- АГАПИЙ Манбиджский (875 - 942)
- АГРИППА II (27 - 93)
- АКУСИЛАЙ (590 до н.э. - 520 до н.э.)
- АНТИОХ IV Эпифан (220 до н.э. - 168 до н.э.)
- АНТИОХ X Евсеб Филопатор (145 до н.э. - 83 до н.э.)
- АПИОН (грамматик) (30 до н.э. - 48)
- БАУЭР Бруно (1809 - 1882)
- ВЕСПАСИАН (9 - 79)
- ВИТЕЛЛИЙ Авл (15 - 69)
- ГАЙ Цестий Галл (консул-суффект 42 г.) (10 - 67)
- ГАЛЬБА Сервий Сульпиций (3 - 69)
- ДОМИЦИАН I (51 - 96)
- ДУДИМОС (1680 до н.э. - 1640 до н.э.)
- ЕВСЕВИЙ Кесарийский (260 - 339)
- ИЕРОНИМ Евсевий Софроний (347 - 419)
- ИИСУС ХРИСТОС (4 до н.э. - 33)
- ИОАНН Креститель (10 до н.э. - 25)
- ИРОД I Великий (73 до н.э. - 4 до н.э.)
- КАЛИГУЛА (12 - 41)
- КВИНТ Цецилий Басс (95 до н.э. - 40 до н.э.)
- КИР II Великий (590 до н.э. - 530 до н.э.)
- КЛЕАРХ из Сол (345 до н.э. - 270 до н.э.)
- КЛЕОПАТРА (69 до н.э. - 30 до н.э.)
- КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (150 - 215)
- ЛОДЖ Томас (1558 - 1625)
- МАНЕФОН (440 до н.э. - 390 до н.э.)
- МАРК Эмилий Скавр (претор 56 г. до н. э.) (96 до н.э. - 52 до н.э.)
- МИТРИДАТ Пергамский (88 до н.э. - 46 до н.э.)
- МОИСЕЙ (пророк)
- НЕРОН (37 - 68)
- НИКОЛАЙ Дамасский (64 до н.э. - 10)
- ОРИГЕН (185 - 254)
- ОТОН I (32 - 69)
- САБИНА Поппея (30 - 65)
- ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (165 - 220)
- ТИРИДАТ I (15 - 80)
- ТИТ I (39 - 81)
- ФЕОФИЛ Антиохийский (137 - 181)
- ФИЛОН Византийский (270 до н.э. - 200 до н.э.)
- ХАТШЕПСУТ (1520 до н.э. - 1468 до н.э.)
- ШАБАТАКА (740 до н.э. - 690 до н.э.)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- www.eleven.co.il
- www.origins.org.ua