русский писатель, просветитель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии «Недоросль» (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. «Записки первого путешествия» (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х) сыграли существенную роль в становлении русской прозы. Принадлежал к рыцарскому роду, вышедшему из Ливонии при Иоанне IV Грозном и давшему России несколько поколений служилых дворян. Отец будущего писателя был военным, затем служил в ревизион-коллегии в Москве. Семья была небогата, поэтому ребенку не нанимали иностранных воспитателей, что, по свидетельству П. А. Вяземского, окружало мальчика «русскою атмосферою». В 1755 г. Фонвизин поступил в дворянскую гимназию при Московском университете. В 1758 г. был представлен в Петербурге покровителю университета И. И. Шувалову в числе лучших десяти учеников (среди них находился и будущий светлейший князь Г. А. Потемкин). Тогда же состоялось первое его знакомство с театральной сценой. В апреле 1759 г. был «произведен в студенты», слушал лекции на философском факультете. К началу 1760-х гг. относятся его занятия переводами, обратившими на него внимание образованного общества (напр., перевод трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы», 1762). После окончания университета (1762) переехал в Петербург, поступил переводчиком в коллегию Иностранных дел, выполнял ответственные дипломатические поручения, служил секретарем кабинет-министра И. П. Елагина. В 1764 г. уехал в отпуск в Москву и тогда же написал первое самостоятельное произведение – комедию «Корион» (переработка «Сиднея» Грессе). На русской действительности основано сатирическое «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» (опубликовано в 1769). В Москве он закончил свою комедию «Бригадир» (1766, напечатана в 1786). Комедия стала известна при дворе, он читал ее Екатерине II. Впервые на русской сцене явилась оригинальная пьеса со своими, русскими типами – Бригадир, Бригадирша, Советник, разговаривающими тем же языком, что и их зрители. Главная комическая пара – Иванушка и Советница – будто бы сошла со страниц сатирических журналов того времени, обличавших щеголей (петиметров) и модниц, пораженных галломанией. «Бригадир» надолго стал нарицательным именем, этот тип в русской литературе еще долго будет описываться с оглядкой на Фонвизина (полковник Скалозуб из «Горя от ума»). Завязались и литературные знакомства – с М. М. Херасковым, И. Ф. Богдановичем, Г. Р. Державиным. С 1769 г. становится секретарем Н. И. Панина, полностью разделяет его взгляды о необходимости конституционной монархии для России. Согласно устойчивой легенде, Фонвизин совместно с Паниным разрабатывал некий проект об ограничении самодержавия, который должен был подписать Павел Петрович при восшествии на престол (многие считали, что по достижении наследником совершеннолетия Екатерина уступит трон сыну). В 1777-1778 гг. вместе с больной женой посетил Францию. Его письма под названием «Записки первого путешествия» («первого», так как позднее автор совершил еще путешествия в Германию и Италию, изданы в начале 1800-х) содержат немало ярких, запоминающихся картин, метких наблюдений, но в целом автор слишком уж критически отнесся ко всему французскому, как если бы испугался, что его самого заподозрят в галломании, которую он с таким жаром высмеивал. В 1781 г. написал (поставлена в сентябре 1782) комедию «Недоросль». По одному из свидетельств, «публика аплодировала пиесу метанием кошельков». Согласно литературной легенде, Потемкин, поздравляя его, сказал: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши». Пьеса была новым словом в русской драматургии, это – первая русская социальная комедия. Сценические характеры и сюжетные ситуации, напоминая соответствующие элементы современной Фонвизину драматургии, предстают обогащенными, более живыми и сложными (находчивость лентяя и неуча «недоросля» Митрофанушки, трагический крах Простаковой). В отличие от его предшествующих произведений для театра, где соблюдались основные признаки драматургии классицизма (принципы единства места, времени и действия, членение на пять актов, отчетливое деление на положительных и отрицательных персонажей), в «Недоросле» единство действия соблюдается поверхностно. В комедии достигнута яркая индивидуализация речи персонажей. В «Недоросле» чрезвычайно сильна и социальная критика: в изображении отрицательных сторон крепостного права писатель опередил не только современников, но и многих потомков. В речах Стародума автор излагает чрезвычайно важную для себя программу распространения Просвещения, борьбы с «невежеством», которое Фонвизин считал причиной всех русских недостатков и пороков. В. Г. Белинский полагал, что «русская комедия началась только с Фонвизина», Н. В. Гоголь назвал «Недоросля» «истинно-общественной» комедией. Реплики и речения комедии стали пословицами и афоризмами, их Пушкин использовал в качестве эпиграфов к некоторым своим произведениям, «Скотининых чета седая» является среди гостей в доме Лариных («Евгений Онегин»). В 1782 г. Фонвизин вышел в отставку вслед за Паниным. В 1783 г. он опубликовал «Опыт российского сословника», «Повествование мнимого глухого и немого», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». На «Вопросы», затрагивающие самую суть российских проблем, ответила сама императрица, причем по ее ответам видно, насколько эти вопросы вызвали ее неудовольствие. Драматург тяжело заболел в 1785 г. из-за смерти Панина, в том же году выехал за границу для лечения, которое не восстановило его здоровья. Тем не менее, в 1788 г. он решил издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум», для которого написал ряд статей. Разрешение на издание не было получено, статьи издавались много позже смерти писателя. Из статей для «Стародума» наиболее замечательна «Всеобщая придворная грамматика», которая распространялась в списках еще долгое время. Предсмертные произведения Фонвизин – комедия «Выбор гувернера» и драматический фельетон «Разговор у княгини Халдиной», восхитивший Пушкина. Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание», оставшейся незаконченной.
Досье личности
ФОНВИЗИН Денис Иванович
Другое имя: Фон-Визин Денис Иванович
Имя латиницей: Fonvizin Denis Ivanovich
Пол: мужской
Дата рождения: 14.04.1745
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 12.12.1792 Возраст (47)
Место смерти: Санкт-Петербург, Россия
Знак зодиака: Овен
По восточному: Бык
География: ГЕРМАНИЯ, ИТАЛИЯ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: знание, литература, писатель, просветитель.
Anno: 1764
Денис Иванович ФОНВИЗИН
Денис Иванович ФОНВИЗИН в фотографиях:
- АКИМОВА Софья Павловна (1824 - 1889)
- АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (1826 - 1871)
- БАЛАКИН Олег Александрович (1938 - 1981)
- БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811 - 1848)
- БЕЦКИЙ Михаил Александрович (1883 - 1937)
- БИБИКОВ Александр Ильич (1729 - 1774)
- БОГДАНОВИЧ Ипполит Федорович (1744 - 1803)
- БУТЕНКО Вячеслав Михайлович (1942 - )
- ВВЕДЕНСКИЙ Арсений Иванович (1844 - 1909)
- ВИТБЕРГ Федор Александрович (1846 - 1919)
- ВОЛЬТЕР (1694 - 1778)
- ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич (1792 - 1878)
- ГАРШИНА Анастасия Васильевна (1925 - 2018)
- ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 - 1852)
- ГОРБАТОВ Борис Федорович (1917 - 1987)
- ГРУЗИНСКИЙ Александр Павлович (1899 - 1968)
- ДЕРЖАВИН Гавриил Романович (1743 - 1816)
- ДМИТРЕВСКИЙ Владимир Александрович (1820 - 1871)
- ДМИТРЕВСКИЙ Иван Афанасьевич (1734 - 1821)
- ЕКАТЕРИНА II Великая (1729 - 1796)
- ЕЛАГИН Иван Перфильевич (1725 - 1793) (ФОНВИЗИН Д. И. работал под руководством ЕЛАГИНА И. П.)
- ЕФРЕМОВ Петр Александрович (1830 - 1908)
- ЗОЛОТУХИН Лев Федорович (1926 - 1988)
- ИВАН Грозный (1530 - 1584)
- ИНОЗЕМЦЕВ Артем Михайлович (1929 - 2001)
- КОНЯЕВ Виталий Анатольевич (1937 - )
- КОРШУНОВ Александр Викторович (1954 - )
- КОЧЕТКОВ Афанасий Иванович (1930 - 2004)
- КРУТИЦКИЙ Антон Михайлович (1754 - 1803)
- КУЗНЕЦОВ Всеволод Анатольевич (1928 - 2003)
- КУЗНЕЦОВ Михаил Прокопьевич (1919 - 1986) (Михаил КУЗНЕЦОВ играл в пьесах Дениса ФОНВИЗИНА)
- КУЗЬМЕНКОВ Юрий Александрович (1941 - 2011)
- ЛАВРЕНТЬЕВА Светлана Васильевна (1941 - )
- МАКШЕЕВ Владимир Александрович (1843 - 1901)
- МЕССЕРЕР Борис Асафович (1933 - )
- ОЛЬХОВСКИЙ Виктор Родионович (1895 - 1935)
- ОШЕРОВ Юрий Петрович (1942 - )
- ПАНИН Никита Иванович (1718 - 1783)
- ПАНИН Петр Иванович (1721 - 1789)
- ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич (1760 - 1812)
- ПОЛЯКОВА Людмила Петровна (1939 - )
- ПОТАПОВ Александр Сергеевич (1941 - 2014)
- ПОТЕМКИН Григорий Александрович (1738 - 1791)
- ПУШКИН Сергей Львович (1770 - 1848)
- РАДОМЫСЛЕНСКИЙ Евгений Вениаминович (1935 - )
- РАССАДИН Станислав Борисович (1935 - 2012)
- РАССКАЗОВ Александр Александрович (1832 - 1902)
- РЕМЕЗ Оскар Яковлевич (1925 - 1989)
- РЫБАКОВ Николай Хрисанфович (1811 - 1876)
- СПИРИНА Зоя Георгиевна (1926 - 1986)
- СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717 - 1777)
- ТЕР-ОСИПЯН Нина Мамиконовна (1909 - 2002)
- ТИХОНОВ Сергей Константинович (1921 - 1992)
- УРГАНТ Нина Николаевна (1929 - )
- ФЕДОТОВ Александр Филиппович (1841 - 1895)
- ФОНВИЗИН Михаил Александрович (1788 - 1854)
- ФРЕЙНДЛИХ Бруно Артурович (1909 - 2002)
- ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич (1733 - 1807)
- ШУВАЛОВ Иван Иванович (1727 - 1797)
- ЩУКО Татьяна Владимировна (1934 - 2016)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006