русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнезд».
Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Б. А. Мусатов – его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера. В 1873 г., в возрасте трех лет, юноша, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни. Первоначальные знания и навыки рисования получил от преподавателя рисования Ф. А. Васильева. В 1890-х гг. учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был П. П. Чистяков. Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства». В 1895 г. путешествовал по Крыму и Кавказу. В то же время вступил в Союз русских художников.
С 1898 г. жил в основном в Саратове, с 1901 г. – в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 г. вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Е. В. Александровой – будущей женой. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904-1905). С 1903 г. он жил в Подольске, а с 1905 г. – в Тарусе. В декабре 1904 г. в семье Мусатовых родилась дочь Марианна. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 г. был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.