русский поэт, переводчик. Происходил «из священнических детей». С девятилетнего возраста находился в Москве. В 1780 г. переведен в гимназию Московского университета, в 1782 г. произведен в студенты. «Курсы в факультетах» окончил в 1785 г. Входил в число воспитанников Переводческой семинарии при университете, существовавшей на средства масонов-розенкрейцеров, и участвовал в связанных с ними литературных обществах («Дружеское ученое общество» в Москве, «Общество друзей словесных наук» в Петербурге). Первые поэтические опыты поэта, появившиеся в журналах этих обществ «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785) и «Беседующий гражданин» (1789-1790), отмечены влиянием популярных в масонских кругах «Ночных размышлений» Э. Юнга (позднее Боброва, как и Юнга, будут называть «певцом ночей»). После переезда в Петербург в 1786 г. числился в Герольдмейстерской конторе и в этот период познакомился с А. Н. Радищевым, ставшим вскоре одним из почитателей его поэзии. В 1791 г. по не вполне ясным причинам был выслан на юг, где с 1792 до 1799 гг. состоял переводчиком при командующем Черноморским флотом Н. С. Мордвинове. В Николаеве вышло его «лирико-эпическое песнотворение» «Таврида» (1798) – своеобразная поэтическая энциклопедия природы и истории Крыма. За годы южной ссылки создана также большая часть стихотворений Боброва (оды, песни, элегии, идиллии, «хоры для польского» и др.). По возвращении в Петербург служил переводчиком в Адмиралтейств-коллегии, в Комиссии по составлению законов. В 1804 г. выпустил собрание своих стихов «Рассвет полночи, или созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браноносных и мирных гениев России». В четвертую часть собрания вошла несколько измененная «Таврида» (под заглавием «Херсонида»), за которую автор был пожалован бриллиантовым перстнем от императора Александра I. В 1800-х гг. печатался в изданиях, близких к Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств («Северный вестник», «Лицей», «Цветник»), а в 1807 г. был официально принят в число сотрудников общества. В 1805 г. участвовал в спорах о языке на стороне «архаистов» («Происшествие в царстве теней, или Судьбина российского языка»), что предопределило негативное отношение к нему в стане «карамзинистов», где он был прозван «Бибрисом» (от лат. bibere – пить). Последним его произведением стала поэма «Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец» (1807-1809) – «иносказательная эпопея», представляющая собой монументальный религиозно-философский эпос, поэтическую «историю разума человеческого» до Христа (среди своих образцов Бобров называл «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Мессиаду» Ф. Г. Клопштока и др.). Уже в первых своих стихах он предпринял попытку последовательно изложить цикл священной истории: творение мира («Размышление на первую главу Бытия»), блаженная весна Адама, грехопадение, подчинение человека времени и смерти («Осень», 1785), спасительное действие Любви в истории вселенной («Ода Любовь», 1785), гибель мира в огне, рождение новой земли и нового неба («Ночное размышление», 1785). Ода «Судьба мира» (1789, 1804), где описывалась страшная казнь допотопного человечества и предрекалась гибель в огне всего мироздания, стала особенно известна, закрепив за автором репутацию мрачного провозвестника катастроф (тему потопа он и сам называл своим «отличительным неким почерком пера»). Бобров, сочетавший в своем творчестве разнородные поэтические традиции, чутко откликавшийся на новые литературные веяния своего времени (оссианизм, сентиментальная элегия, баллада и др.), воспринимался прежде всего как «певец ночей», погруженный в раздумия о смерти и загробном воздаянии («Хитрости смерти», 1789; «Ночь», 1801; «Полнощь», 1804; и др.). Преобладание религиозно философской тематики и пристрастие к неожиданным (в духе барокко) образам в 1810-х гг., в пору господства «элегической школы» К. Батюшкова и В. Жуковского казались не соответствующими духу времени. Бобров был избран мишенью для эпиграмм молодых карамзинистов (П. А. Вяземский, А. С. Пушкин-лицеист и др.). Для «арзамасцев» он стал олицетворением бездарности и педантизма сторонников А. С. Шишкова и вскоре был почти полностью забыт. Однако опыты Боброва сказались в «поэзии мысли» 1820-30-х гг. (С. П. Шевырев, Ф. И. Тютчев, В. Г. Бенедиктов и др.), в творчестве В. К. Кюхельбекера, позднего Пушкина, Ф. И. Глинки и др. «Реабилитация» поэзии Боброва произошла только в начале XX в., когда нем стали видеть предшественника символистов. Скончался от чахотки. Погребен на Волковом кладбище в Петербурге.
Досье личности
БОБРОВ Семен Сергеевич
Имя латиницей: Bobrov Semen Sergeevich
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.1763
Место рождения: Ярославль, Ярославская область, Россия
Дата смерти: 22.03.1810 Возраст (47)
Место смерти: Петербург, Россия
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.
Ключевые слова: автор, лингвист, литература, переводчик, поэт, туберкулез.
Anno: 1798
Семен Сергеевич БОБРОВ
- АЛЕКСАНДР I (российский император) (1777 - 1825)
- БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787 - 1855)
- БЕНЕДИКТОВ Владимир Григорьевич (1807 - 1873)
- ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич (1792 - 1878)
- ГЛИНКА Федор Николаевич (1786 - 1880)
- ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783 - 1852)
- КЛОПШТОК Фридрих Готтлиб (1724 - 1803)
- КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович (1797 - 1846)
- МИЛТОН Джон (поэт) (1608 - 1674)
- МОРДВИНОВ Николай Семенович (1754 - 1845)
- ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 - 1837)
- РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749 - 1802)
- ТЮТЧЕВ Федор Иванович (1803 - 1873)
- ШЕВЫРЕВ Степан Петрович (1806 - 1864)
- ШИШКОВ Александр Семенович (1754 - 1841)
- ЮНГ Эдуард (1683 - 1765)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.poesis.ru
- http://ru.wikisource.org