российский актер, режиссер. Народный артист СССР (1948). В 1907 г., оставив учебу на юридическом факультете Киевского университета, поступил в киевский театр Соловцова, где работал под руководством режиссера К. А. Марджанова. В 1908-1909 гг. играл в Одесском городском театре, затем вернулся в Киев. Обладая великолепными внешними данными и красивым голосом, он часто выступал в амплуа героя-любовника: герцог Рейхштадтский («Орленок» Э. Ростана), Арман Дюваль («Дама с камелиями» А. Дюма-сына) и др. В 1911 г. был принят в МХТ. На формирование актерской индивидуальности огромное влияние оказал Вл. И. Немирович-Данченко. Осваивая методику подробного психологического анализа образов, приемы характерной игры, исполнил роли Следователя («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1911), Верховенского («Николай Ставрогин» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», 1913), Загорецкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1914), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, 1918) и др. Был членом правления «качаловской» гастрольной группы МХТ, в 1919-1922 гг. работавшей за пределами советской России, выполнял там функции не только актера, но и администратора. С 1923 г., вернувшись в Москву, помимо МХАТа работал в 1-й Студии МХТ, в 1924 г., при ее реорганизации в МХАТ 2-й, перешел в этот театр. Был помощником руководителя театра М. А. Чехова, а после разрыва Чехова с театром в 1928 г. назначен заместителем директора и фактически стал главой коллектива (в 1933-1936 гг. – директор и художественный руководитель). Сыграл Николая Аблеухова («Петербург» А. Белого, 1925), Порфирия Головлева («Тень освободителя» по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1931) и др. В 1936-1938 гг. – в театре им. МОСПС (Московского областного Совета профессиональных союзов), с 1938 г. – художественный руководитель и ведущий актер Московского театра им. Ленинского комсомола. В своей актерской работе стремился к остроте и четкости пластического рисунка как благородных, «возвышенных», так и характерных или отрицательных ролей. С 1925 г. занимался режиссурой, среди постановок: «Чудак» А. Н. Афиногенова, «Мольба о жизни», «Нора» Г. Ибсена, «Парень из нашего города» К. М. Симонова (1941), «Фронт» А. Е. Снимался в кинофильмах «Слезы» (1914), «Мать» (1919), «Великий гражданин» (1938-1939). С 1939 г. – профессор ГИТИСа.
Досье личности
БЕРСЕНЕВ Иван Николаевич
Другое имя: Павлищев Иван Николаевич – наст. фам.
Имя латиницей: Bersenev Ivan Nikolaevich
Пол: мужской
Дата рождения: 23.04.1889
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 25.12.1951 Возраст (62)
Знак зодиака: Телец
По восточному: Бык
Ключевые слова: артист, искусство, режиссер, театр.
Anno: 1911
Иван Николаевич БЕРСЕНЕВ
Иван Николаевич БЕРСЕНЕВ в фотографиях:
- АФИНОГЕНОВ Александр Николаевич (1904 - 1941)
- ГИАЦИНТОВА Софья Владимировна (1895 - 1982)
- ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (1790 - 1829)
- ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 1881)
- ДЮМА Александр (сын) (1824 - 1895)
- ИБСЕН Генрик (1828 - 1906)
- МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович (1872 - 1933)
- МАРКОВ Леонид Васильевич (1927 - 1991)
- НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858 - 1943)
- ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 - 1886)
- ПУГОВКИН Михаил Иванович (1923 - 2008)
- РОСТАН Эдмон (1868 - 1918)
- САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович (1826 - 1889)
- СИМОНОВ Константин Михайлович (1915 - 1979)
- ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 - 1910)
- ЧЕБАН Александр Иванович (1886 - 1954)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006