Имя латиницей: Bembo Pietro
Пол: мужской
Дата
рождения:
20.05.1470
Место рождения: Венеция, Италия
Дата
смерти:
18.01.1547
Возраст
(76)
Место смерти: Рим, Италия
Знак зодиака: Телец
По восточному: Тигр
География:
ИТАЛИЯ.
Ключевые слова:
литература, писатель, поэт.
Anno: 1525
Пьетро БЕМБО
итальянский гуманист, кардинал и ученый. Родился в знатной патрицианской венецианской семье, его первым учителем был его отец Бернардо, придерживавшийся гуманистических традиций и занимавший высокие должности в Венецианской республике. С 1478 г. проживал с семьей во Флоренции. Ему хорошо удавались языки, он быстро выучил тосканский диалект, позднее латынь и греческий язык в Мессине у знаменитого знатока греческой культуры того времени Константино Ласкариса. Пьетро принял духовный сан, посвятил себя однако науке и жил в Ферраре, Урбино и Риме, где стал выдающимся членом академии ученых Альда Мануция. В 1513 г. стал секретарем папы Льва Х, на время понтификатов Адриана VI и Клемента VII вернулся в Падую, где жила его возлюбленная Морозина. До своей смерти в 1535 г. Морозина родила Бембо троих детей, однако он так и не женился на ней, не желая отказываться от своих прибыльных церковных должностей. В 1529 г. становится историографом Венецианской республики, а с 1530 г. руководил библиотекой Св. Марка. В 1539 г. получил титул кардинала и епископство Губбио в 1541 г. Кардинал Пьетро Бембо благодаря своему разностороннему образованию считался долгое время кандидатом в папы. В его обширном литературном наследии (трактаты, письма, диалоги, история Венеции с 1487 по 1513, стихи) самыми прославленными оказались «Азоланские беседы» – диалоги на итальянском языке в прозе и стихах. Впервые изданные в 1505 г., «Азоланские беседы», над которыми он продолжал работать и в последующие годы, многократно переиздавались (в XVI в. было более двадцати их публикаций) и получили широчайшую известность. Свое сочинение он посвятил знаменитой Лукреции Борджиа, возможно, вдохновившей его на создание «Азоланских бесед». В них сказывается сильное воздействие неоплатонической философии любви и красоты: акцент ставится на божественном происхождении красоты, на постепенной трансформации чувственной любви в духовную. Выступал и как теоретик проблемы формирования итальянского языка. В трактате «Рассуждения в прозе о народном языке» (1525) он отстаивал преимущества тосканского диалекта, в котором видел основу литературной итальянской речи, и призывал обращаться к языку Петрарки и Боккаччо. В стиле Петрарки написаны и многие лирические стихи Бембо, ставшего родоначальником поэзии петраркизма. Почитатели лирики великого поэта в Италии и за ее рубежами – в Англии, Франции, Польше, Далмации – культивировали стиль Петрарки, размеры стихосложения, но особенно – гамму любовных чувств, дополняя ее идеализированными схемами в духе философии неоплатонизма.
-
Большая советская энциклопедия. 3-е издание