российский издатель фотографического альбома русского искусства и древностей. С юности увлекался фотографией, работал в студии придворного фотографа К. И. Бергамаско, посещал «рисовальные классы» художника В. И. Григоровича, издателя журнала «Изящные искусства». В 1877 г. переехал в Ростов, где открыл фотомастерскую и выполнил фиксационные фотографии сокровищ Ростовского кремля – памятника старины, которому, по мнению краеведов того времени, грозило скорое разрушение. Он усовершенствовал фотоаппарат с кассетой размером 18 х 24 см так, чтобы иметь возможность печатать фотографии для издания непосредственно с негатива и, не прибегая к увеличению, достигать наилучшей четкости изображения. Фотоработы, сделанные в Ростове, привлекли сочувственное внимание А. С. Уварова, И. Е. Забелина и других знатоков старины. С 1879 г. сосредоточился на фотофиксации ярославских храмов и древностей, в 1886 г. окончательно перебрался в Ярославль. В 1880-90-е гг. в звании фотографа Императорской Академии художеств сотрудничал с Московским археологическим обществом, Императорской археологической комиссией, с видными исследователями древнерусской архитектуры – Н. В. Султановым, В. В. Сусловым; провел фотофиксацию древних храмов Москвы и всего «Золотого кольца». В 1891-1892 гг. сопровождал Н. П. Кондакова в экспедиции в Сирию и Палестину, где сделал не менее тысячи фотографий раннехристианского искусства, многие из которых опубликованы. В 1897 г. по приглашению М. К. Тенишевой переехал в Смоленск, чтобы возглавить художественно-промышленную школу и музей «Русская старина» в Талашкино. В 1884 г. вышел первый его альбом, состоящий из 9 томов. В период с 1881 по 1899 гг. им было сделано 2717 негативов, из которых 1462 снимка по архитектуре, 1245 – по декоративному искусству. В 1910 г. его коллекция негативов была передана в Императорское Строгановское училище, а в 1912 г. вышел полный каталог фотографий. В начале XX в. он издал брошюры «Исторический очерк города Ярославля», «Несколько слов из истории искусства скоморохов», а также каталог музыкальных инструментов музея в Талашкино. С 1936 г. жил в Коломенском у архитектора-реставратора П. Д. Барановского, работая хранителем музея-заповедника. Игорь Грабарь широко использовал фотоматериалы Барщевского для иллюстрации «Истории русского искусства».
Досье личности
БАРЩЕВСКИЙ Иван Федорович
Имя латиницей: Barschevskij Ivan Fedorovich
Пол: мужской
Дата рождения: 28.04.1851
Место рождения: Лужский уезд, Петербургская губерния, Россия
Дата смерти: 11.03.1948 Возраст (96)
Место смерти: Коломенское, под Москвой, Россия
Знак зодиака: Телец
По восточному: Свинья
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СССР.
Ключевые слова: издатель, искусство, историк, фотограф.
Anno: 1900
Иван Федорович БАРЩЕВСКИЙ
- БАРАНОВСКИЙ Петр Дмитриевич (1892 - 1984)
- ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 - 1960)
- ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1909)
- КОНДАКОВ Никодим Павлович (1844 - 1925)
- СУЛТАНОВ Николай Владимирович (1850 - 1908)
- СУСЛОВ Владимир Васильевич (1857 - 1921)
- ТЕНИШЕВА Мария Клавдиевна (1867 - 1928)
- УВАРОВ Алексей Сергеевич (1825 - 1885)
- ФИШЕР Карл Андреевич (1859 - 1923)